РЕКЛАМНЫЙ КРЮК

30 мая 2000 в 00:00, просмотров: 770

Шопинг по ТВ. Вроде бы удобно. Звонишь — и в тот же день заказ привозят на дом. Да вот незадача. Некоторые рекламодатели смекнули, что можно не указывать ни адреса фирмы, ни номера лицензии. Достаточно дать контактный телефон. И использовать это обстоятельство, мягко говоря, в корыстных целях. Елена Николаевна Д. давно хотела похудеть. Но ей это никак не удавалось. Один раз она прочла на столбе объявление, позвонила. К ней приехали, всучили какую-то травку. Травка не помогла. Еще Елена Николаевна пила модные нынче тайские таблетки. Эффект был, но через несколько недель начались проблемы с печенью. Пришлось отказаться. После этого Елена Николаевна решила не рисковать. Но соблазн пришел, откуда его не ждали. В один прекрасный день женщина включила телевизор и попала на рекламный ролик следующего содержания. Бассейн. Стройные улыбающиеся девушки в купальниках. Обаятельный врач, приглашающий всех в некий Центр активного снижения веса. Само собой, телефончик для немедленного реагирования... Похудеть, занимаясь в бассейне под руководством опытных инструкторов, очень заманчиво. "Как раз для меня!" — решила Елена Николаевна и позвонила в фирму. "К сожалению, все врачи-консультанты сейчас заняты, — ответила ей девушка на том конце провода. — Оставьте свой номер, в течение получаса с вами свяжутся". Через несколько минут и в самом деле раздался звонок. Молодой человек, представившийся консультантом, предложил сбросить лишние килограммы при помощи... нет, не плавания, как следовало из рекламного ролика, а пищевых добавок. Он рассказал, что их фирма успешно работает на рынке четыре года, а препараты — ну просто чудо. Нормализуют обмен веществ, сжигают жир и обеспечивают регулярность стула. Последнюю фразу консультант произнес с особой уверенностью. Курс стоит 300 долларов. Эффективность — 95%. Если клиент попадет в оставшиеся 5 процентов, то гарантированно получит свои деньги назад. "А как же бассейн?" — спросила Елена Николаевна. "Есть у нас и бассейн. Но если мы сейчас его откроем, придется платить огромные налоги. Из-за этого цена на наши препараты сильно увеличится. А без них вы не достигнете максимального эффекта", — объяснил "заботливый" консультант. Елена Николаевна, вопреки собственному решению не рисковать, согласилась на покупку. Вечером курьер привез снадобья для похудения, упакованные в цветные пузырьки. Один из пузырьков был снабжен аннотацией на русском языке, остальные препараты такой чести не удостоились. Курьер взял с Елены Николаевны 350 долларов (хотя консультант говорил, что курс стоит 300), вручил бумажку, на которой значилось: "Гарантийный талон", и был таков. После его ухода Елена Николаевна обнаружила, что вместо обещанных пяти пузырьков ей привезли четыре. На следующий день она позвонила в фирму, и там обещали "разобраться". Что и делают уже третий месяц. Впрочем, дело не только в недостающей упаковке. За месяц приема "суперсредств" Елена Николаевна не сбросила ни грамма. "Гарантийный талон", несмотря на "фирменные" обязательства, тоже оказался липой. В нем было написано, что, если клиенту не удастся похудеть, в течение 30 банковских дней с момента получения его письменного заявления будет рассмотрен вопрос о выдаче компенсации. И адресок здесь же. 125308, улица Зорге, дом 78, строение 5, ООО "Весенник". Пишите, приезжайте, граждане дорогие. Но вот чудо — последний дом на улице Зорге — под номером 32. Как сказали корреспонденту "МК" в налоговой инспекции №14 САО, "Весенник" зарегистрирован на их территории как организация-посредник. То есть никаким бассейном и лицензией на медицинскую деятельность там и не пахнет. ООО "Весенник" работает не четыре года, как говорят консультанты, а восемь месяцев. Адрес на "Гарантийном талоне" похож на настоящий, но "невинно" перепутаны цифры в индексе, а дом, оказывается, не 78, а 7В. К тому же это юридический адрес, и сотрудников "Весенника" там нет и в помине. Фактический адрес консультанты не дают, общаются с клиентами только по телефону. ...В порядке эксперимента я позвонила в "Весенник" и, выслушав тираду о необыкновенных свойствах пищевых добавок, отказалась от покупки. Консультант спросил о причине отказа, и я сослалась на дороговизну. Через пару дней мне перезвонила девушка, назвавшаяся менеджером, и радостно сообщила, что я попала в десятку счастливчиков. Специально для нас, счастливчиков, стоимость препаратов уменьшили вдвое. Чтобы, значит, за неимением больших денег мы тоже смогли попользоваться чудодейственными средствами для похудения. Я снова отказалась. Через неделю ко мне поступило очередное предложение: цена "чудо-пилюль" упала еще на пятьдесят "зеленых". Интересно, это окончательная цена? Или, может, мне его отдадут даром? Схема обмана, надо отдать должное ее авторам, весьма изящна. Рассчитана она на доверчивых и не слишком разбирающихся в законах покупателей (а таких большинство). Как сказала руководитель информационно-аналитической службы Московского общества защиты потребителей Светлана Борисовна Кульницкая, ООО "Весенник" нарушает практически все права потребителя. Во-первых, "Весенник" завлекает клиентов недостоверной рекламой. Одно дело — плавательные занятия, и совсем другое — продажа пилюль. Реклама идет сразу на четырех телеканалах. Представляете, сколько людей попалось на удочку Центра активного снижения веса? Во-вторых, любая организация обязана предоставить полную информацию о себе и о поставщике товара. Если фирма отказывается давать свой адрес, это явно свидетельствует о ее нечестности. И единственное разумное действие в таком случае — прекратить разговор. В-третьих, задача консультанта — не всучить любым способом товар, который может менять медицинские показатели клиента. Поэтому он первым делом должен ему предложить пройти диагностику. Ибо, согласно постановлению правительства Москвы, консультации по приему пищевых добавок без предварительного медобследования запрещаются. Практически все препараты имеют противопоказания и могут спровоцировать любую болезнь — от аллергии до рака... "Прописался" "Весенник" на ТВ-6, REN-TV, М-1, ТВ-3. Как сказали в Комитете по телекоммуникациям и СМИ, эти компании являются независимыми и вправе сами распоряжаться, какую рекламу показывать. Они вряд ли заплатят зрителям за обман, а тем более компенсацию за утраченное (не дай Бог) здоровье. Самое большее — отделаются штрафами. "Ну вы как не в России живете, честное слово, — сказали мне в Министерстве по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства, которое обязано бороться с рекламными мошенниками. — Недостоверная реклама на телевидении сейчас сплошь и рядом, за всеми уследить невозможно. Чего удивляться-то?" А отчего она так расплодилась — "сплошь и рядом" и почему так легко можно сколотить капитал на массовом телеобмане, — чиновники уточнять не стали. В Московское общество защиты потребителей почти каждый день обращаются поверившие недостоверной рекламе с просьбой помочь. Напрашивается вопрос: а почему же люди не идут в суд? Все очень просто. Для того чтобы подать судебный иск, нужно иметь товарный чек с реквизитами фирмы. А продавцы, работающие "через телевизор", таких "улик" не оставляют...




Партнеры