К НАМ ЕДЕТ ПРЕЗИДЕНТ!

2 июня 2000 в 00:00, просмотров: 236

Схема развертывания новой американской системы противоракетной обороны — предмет предстоящих российско- американских переговоров. Клинтон прибывает. Он приближается к России с неотвратимостью баллистической ракеты, сопровождаемый шлейфом слухов. Больше месяца росло напряжение в ожидании грядущей политической схватки в Кремле. Предполагалось, что главной ставкой станет новая американская система противоракетной обороны — ПРО. Все остальные вопросы — побоку: Чечня, свобода прессы, экономическая помощь... Главное — уговорить наших подписаться под ихней ПРО. И вдруг напряжение в один день спало. Как стало нам известно из информированных источников в МИДе, "договора или иного документа по ПРО подписано не будет". Конечно, проблему ПРО обсудят со всех сторон, но к консенсусу придут по совсем иным вопросам. Договорятся, как совместно бороться с незаконным оборотом наркотиков, и решат, как лучше утилизировать России 34 тонны "лишнего" оружейного плутония. Но это в принципе ничего не меняет. Клинтон приедет и уедет — американская ПРО останется. Нам же остается чесать в затылке и думать, как с этой новой головной болью жить дальше. "Национальная ракетная оборонительная система" (National Missile Defence system. — NMD), которую в России принято называть новой американской системой противоракетной обороны, формально направлена на защиту США от возможных атак так называемых стран-изгоев — государств, враждебно настроенных против Америки и потенциально способных обзавестись в ближайшее время как собственным ядерным оружием, так и средствами его доставки. На сегодняшний день система NMD — главный объект предстоящих переговоров между Путиным и Клинтоном — включает: 100 ракет перехватчиков наземного базирования, способных перехватывать межконтинентальные баллистические ракеты. Планируемая зона размещения — Аляска. С этой позиции ракеты смогут прикрывать всю территорию Соединенных Штатов. В настоящее время есть сведения, что число ракет-перехватчиков может вырасти до 250. Орбитальные спутники-шпионы, в том числе уже существующие, засекающие старты ракет и отслеживающие траекторию их полета. Наземные стратегические РЛС, радиолокационные станции, оповещающие о нанесении странами-изгоями ракетного удара и контролирующие полет собственных ракет-перехватчиков. Всего система NMD будет включать семь таких РЛС. Пять уже развернуты и модернизируются: это три станции на Алеутских островах, одна — на территории Великобритании и одна недавно построена в Норвегии, что вызвало официальный протест российского МИДа. Плюс к этим будет выстроено еще три РЛС. Все вместе они образуют сеть непрерывного слежения и уничтожения вражеских ракет практически в любой точке земного шара, откуда, по мнению американских экспертов, может последовать ракетный удар. Стоимость системы NMD — 60 миллиардов долларов США. Ракета-прототип уже создана и испытана! Это произошло 29 мая, буквально в последние дни перед поездкой Клинтона в Россию. По сообщению агентства Associated Press, оставшемуся вне поля зрения российских СМИ, на калифорнийской ракетной базе Ванденберг успешно произведен запуск ракеты, "сконструированной для использования в рамках Национальной ракетной оборонительной системы". Ракета представляет собой гибрид из трех типов ранее демонтированных в соответствии с российско-американскими договорами межконтинентальных баллистических ракет "Минитмен". Это, в частности, дает представление о том, что из себя представляют ракеты-перехватчики и почему NMD называется стратегической ПРО: эти ракеты, в отличие от тактических ракет типа "Пэтриот" или наших С-300, способны поражать цели, летящие с околокосмической скоростью, в любой точке земного шара. Дмитрий РОГОЗИН, председатель Комитета по международным делам Государственной Думы — Напомню, что договором по ПРО от 1972 года запрещается создание систем противоракетной обороны и предусматривается только один район, где размещаются ракеты-перехватчики. У нас, в частности, это район Москвы. Такой "противоракетный минимум" создал для обеих сторон неизбежность взаимного многократного уничтожения, что в итоге все эти годы удерживало каждую из сторон от соблазна нанести удар. С тех пор мир изменился. Американцы говорят: появились новые угрозы — это "страны-изгои", к ним причисляют Северную Корею, Иран, Ирак. Американцы считают, что к 2005 году Корея сможет иметь ядерное оружие и баллистические ракеты. К этому году США и хотят развернуть свою стратегическую национальную ПРО. Но это уже беспокоит соседний Китай, имеющий всего несколько десятков ракет. Китаю придется наращивать собственный ядерный потенциал, чтобы иметь возможность в случае конфликта преодолевать американскую ПРО. За технологиями, кстати, Китай может обратиться к России. Наконец, создавая ПРО, американцы защищают только себя, оставляя Европу, своего союзника, беспомощной в случае атаки "изгоев". У нас с США есть договор об ограничении стратегических наступательных вооружений — СНВ-1. В связи с этим договором США имели 11000 стратегических ракет, Россия — 10000. После того как Дума ратифицировала СНВ-2, этот потолок должен быть опущен до 6500 боеголовок с той и с другой стороны. Теперь мы вплотную подошли к договору СНВ-3. Если он будет принят в русском варианте, каждая из сторон будет иметь 1500 боеголовок и средств доставки. Американцы настаивают на цифре 2500. Но мы можем понижать потолок только сохраняя существующий сейчас уровень перехвата ракет. А может получиться так, когда и наш ракетный потенциал сможет быть перечеркнут новой американской ПРО, в случае если она будет разрастаться. И это действительно приведет к дестабилизации обстановки. Думаю, что на предстоящих переговорах Путин—Клинтон российская позиция будет состоять примерно в следующем: мы можем предоставить США самим решать судьбу договора по ПРО от 1972 года, настаивая на его сохранении. На компромисс мы не пойдем, потому что не имеем ни одного плюса, кроме минусов, о которых я уже говорил. Российская сторона, скорее всего, будет предлагать США создание совместной нестратегической ракетной обороны театра военных действий. Их "Пэтриоты", наши С-300, С-400. Эти ракеты эффективно могут поражать "враждебные" баллистические ракеты на активном участке полета: в момент старта, в первые несколько минут, когда их скорость мала. Если, предположим гипотетически, Северная Корея ударит по США, наши мобильные С-300, а С-400 особенно, смогут сбить корейские ракеты. В то же время, если, опять же гипотетически, по нам нанесут удар ядерные террористы из зон, контролируемых американскими тактическими ПРО, то американские "Пэтриоты" отведут удар России. Думаю, такой позиции будет придерживаться Кремль. Андрей КОКОШИН, член-корреспондент РАН, депутат Государственной Думы — Эта встреча очень важна не только в ее военных аспектах. Есть целый ряд конкретных проблем, но важнейшая из них — подъем российской экономики, ее интеграция в глобальную экономику. Нам нужно продвигать нашу продукцию на мировые рынки. Для этого Запад должен предоставить нам достойные условия поставок на его рынки. Поэтому, независимо от результатов, которые будут достигнуты по тематике военно-политической, это, еще раз подчеркну, очень важный визит. При этом, конечно, надо учитывать, что Клинтон — уходящая фигура, и завершать столь сложные переговоры Путину придется уже с новым президентом. Если преемником Клинтона будет Гор, степень преемственности политики будет достаточно высокой. Если Буш — все равно: достигнутые между президентами договоренности не так просто перечеркнуть. Андрей НИКОЛАЕВ, председатель Комитета по обороне Государственной Думы, генерал армии — В западных СМИ уже говорят, что добиться смягчения позиции России по ПРО Клинтон не сумеет. Каковы, на ваш взгляд, будут наши ответные шаги, если американцы в одностороннем порядке примут решение по развертыванию стратегической ПРО? — Напомню факт из недавней истории. Когда США разместили ракеты "Першинг" в Европе, то подлетное время до нашей территории сократилось до 10—12 минут. Мы стали невероятно уязвимы. Но когда наши подводные лодки в ответ "легли" у берегов Америки, подлетное время наших ракет составило 7—10 минут. Самое разумное в нынешней ситуации — преодолевать неприятности по мере их поступления. Подождем итогов переговоров Путина и Клинтона. — В качестве причины развертывания новой ПРО США выдвигают угрозу ракетного нападения со стороны так называемых стран-изгоев. Не опасны ли "страны-изгои" также для нас в случае изменения политической ситуации? — Аргументы для новой затеи США не только неубедительны — они просто смехотворны. Скажите: как ракета с дальностью пуска 1000—1500 км может достать территорию США? Она не долетит даже до середины Атлантики. Посмотрите на карту: где находятся Иран, Ирак, Северная Корея? Они не имеют своих баз вблизи территории США. Их технический потенциал — 50—60-е годы. . И потом, что это за терминология: "страны-изгои"? Кто помог появиться таким странам? Что делали цивилизованные государства, чтобы они не появились и не стремились к гонке вооружений?.. — Кандидат в президенты США Буш-младший заявил, что готов еще больше урезать ядерные потенциалы США и России, однако при этом — расширить "зонтик" новой американской ПРО с тем, чтобы она могла защищать не только США, но и Европу, и отдаленные американские базы. Что нам выгоднее: ПРО Клинтона или "зонтик" Буша?.. — Признаюсь честно: меня поразило отношение американцев, причем не рядовых, а конгрессменов и сенаторов, к ныне действующему президенту. Они сейчас ставят под сомнение соглашения, которые подписал Клинтон. Так что в любом случае нам придется иметь дело с будущим президентом. Не улучшит ситуацию и порочная практика создания сети баз и различных "зонтиков" в интересах исключительно их владельцев. При такой старой, отдающей нафталином военно-политической практике в "странах-изгоях" может оказаться любое государство. Россия — тоже.



Партнеры