ВИРТУАЛЬНАЯ СЕССИЯ

8 июня 2000 в 00:00, просмотров: 196

Во время сессии, наверное, любой студент, проклиная все на свете, обреченно вопрошает: каким образом можно запихнуть в голову СТОЛЬКО знаний? По подсчетам специалистов, учебная нагрузка на студента первых курсов по сравнению со школьными годами возрастает в 3—4 раза. При этом привычные уроки сменяются лекциями и семинарами, дающими обманчивое ощущение свободы. Далеко не все вчерашние школьники могут адаптироваться к новым для них условиям обучения — по данным статистики, отсев студентов на первых курсах составляет от 15% до 35%. И это не их вина, а их беда. На пороге XXI века появляется все больше новых способов "вбивания" знаний в головы учеников. Одно из последних "ноу-хау" в области образования — это виртуально-тренинговая технология обучения. Она разработана Современным гуманитарным университетом и с недавних пор используется в рамках проводимого Министерством образования широкомасштабного эксперимента по дистанционному обучению. В НИИ психологии обучения СГУ были закончены исследования школьников и студентов, позволившие установить, что усвоение знаний проходит через три основных фазы: фаза импринтинга (запечатления), в которой человек получает общее представление, некий эмоционально окрашенный образ изучаемого предмета; фаза меморайзинга — собственно заучивания новых понятий и выработки новых умений; фаза актуализации, во время которой студент демонстрирует полученные знания (например, на семинарах или практиках). Результаты этих исследований и легли в основу виртуально-тренинговой технологии обучения. На начальном этапе, чтобы ввести студентов в курс дела (та самая фаза импринтинга), им демонстрируют специальные видеофильмы. С их помощью в сознании студента формируется образ учебной дисциплины. Собственно обучение (меморайзинг) по дистанционному методу предусматривает использование спутникового телевидения. В СГУ, например, телевизионные лекции читают профессора и специалисты университетских городов, в том числе Москвы, Санкт-Петербурга, Самары, Кембриджа (Англия). Содержание лекций при этом определяется действующим в России образовательным стандартом. Обратная связь при телевизионных занятиях осуществляется через Интернет. Учебники, используемые для нового метода обучения, позволяют студенту с помощью тестов, моделирования конкретных рабочих ситуаций и даже заполнения кроссвордов проверять самого себя: усвоил ли я прочитанный текст? Экспериментальные исследования показали, что такие учебники увеличивают скорость усвоения знаний по сравнению с традиционными учебниками в среднем на 40%. При этом традиционные учебники не отвергаются, а рекомендуются студентам как дополнительный материал. До сих пор мы не можем представить учебу в вузе без сессии и экзаменов. Новая технология дистанционного обучения позволяет равномерно распределить экзаменационную нагрузку. Тестирование по изучаемым дисциплинам проводится 3—4 раза в неделю, и к экзаменационной сессии студенты подходят подготовленными и тренированными. Кроме того, такой контроль знаний позволил дозировать учебную нагрузку (студенты, например, не получают невыполнимых заданий). Кстати, к такой системе оценки знаний склоняется большинство зарубежных вузов. Российские вузы одного профиля мало отличаются друг от друга по содержанию образования, ведь программы обучения в основном определяются государственными стандартами. Сейчас состязание переносится в область образовательных технологий. Кто более доступно и эффективно донесет знания до студентов — тот и будет "на коне". Дистанционные технологии обучения, в том числе и их разновидность — виртуально-тренинговая методика — имеют заметное преимущество. Это объясняется ее особенностями — подбор лучших дистанционных преподавателей, доступность для студентов в месте их проживания, индивидуальные самостоятельные занятия, мониторинг их качества. Сейчас учебные центры виртуально-тренинговой технологии получают все большее распространение; в России и шести странах СНГ их насчитываются уже десятки. С сентября 2000 года открываются центры в Монголии и в Израиле. Недавно было принято решение создать учебные центры виртуально-тренинговой технологии в Узбекистане, Сингапуре, Перу, Судане и Индии.



Партнеры