ОДИН ДОЛЛАР ЗА ШТУКУ

9 июня 2000 в 00:00, просмотров: 431

Верится с трудом, но факт: всего было продано шесть кораблей, из них четыре — внимание! — по одному доллару за каждый, а еще два, размером побольше, ушли за двести долларов пара. Сумма сделки, охарактеризованная краевой прокуратурой Приморского края как "ничтожная", составила аж 204 доллара за шесть российских судов океанского класса. Но участие в этой ничтожной сделке приняли ни много ни мало: группа шотландских банков, кипрские и панамские коммерческие компании, а на финальной стадии, невольно, в качестве арбитра, — российская Генпрокуратура в Москве (сюда в Управление по обеспечению участия прокуроров в арбитражном процессе недавно поступили соответствующие бумаги из Приморья). Панама вообще страна особенная, вызывает ассоциации с известной по пионерским временам шляпой. Но сама Панама отнюдь не шляпа, ее обитатели не дураки, а панамским флагом на льготных условиях пользуются многие судоходные компании мира. Поэтому флот этой крошечной страны занимает первое место в мире по числу зарегистрированных судов: более 13 тысяч. С 1992 по 1995 год эта армада пополнилась еще шестью кораблями, принадлежавшими ранее приморской компании "Востокрыбхолодфлот". Это были транспортные рефрижераторы "Дубрава", "Капитан Кириченко", "Василий Полещук", "Капитан Пряха", и "Коммунары Николаева". По ценам 1992 года, когда началась эта история, достойная занесения в Книгу рекордов Гиннесса, "Дубрава", например, стоила 17.895.889 рублей. Хотите верьте, хотите нет, но в том же году, 12 июня, она была продана панамской компании "Рандл Менеджмент Лимитед" ровно за 1 (один) доллар США. Задумал же эту странную комбинацию бывший начальник управления "Востокрыбхолодфлот" В.Мистюк. Очень ему нравилось наведываться в Панаму для установления деловых связей и изучения тамошнего коммерческого опыта. Местные коммерсанты быстро взяли в оборот русского визитера. Есть такой шахматный термин — "гамбит", когда, чтобы быстро развить партию, жертвуют сразу несколько зачастую ценных фигур. Так и поступил Мистюк с подачи своих новых деловых партнеров — пожертвовал шестью океанскими кораблями с целью, как он объяснял впоследствии, получения от группы иностранных банков кредита под покупку новых судов для родного "Востокрыбхолодфлота". Быстренько было учреждено несколько панамских фирм, с которыми "Востокрыбхолодфлот" заключил сделки о продаже шести кораблей. Хотя впоследствии Мистюк утверждал, что сделки были "фиктивные", а значит, "не корысти ради", но этого оказалось достаточно, чтобы суда сменили российский государственный флаг на панамский, что, кстати, и побудило в дальнейшем вмешаться прокуратуру Приморского края. Ведь смена собственника происходила без уведомления и разрешения Государственного комитета России по управлению госимуществом. А "Востокрыбхолодфлот" на тот момент еще был госпредприятием, и все его корабли, следовательно, являлись госсобственностью. Тем не менее эта плавучая собственность в один миг всего за 204 доллара США сменила и флаг, и собственника. Новые фирмы-владельцы должны были внести корабли как залог банкам в обмен на кредит "Востокрыбхолодфлоту". Но банки артачились, выдвигая условия, чтобы залог был обеспечен судами, находящимися под кипрским флагом, — панамский, очевидно, не внушал доверия. Тогда с легкой руки великого комбинатора создается еще пять кипрских компаний, которым панамские фирмы-скороспелки тотчас продали суда. Причем "Дубраву", купленную за один доллар, загнали вновь испеченной кипрской фирме "Анива Шиппинг Компани" за 3.366.071 доллар США. Вычтите из этой суммы единицу и получите рекордный в истории мирового бизнеса процент прибыли на один вложенный доллар. Через несколько месяцев акционеры приватизированного "Востокрыбхолодфлота", который теперь стал ОАО "СК "Востоктрансфлот", внесли уже дважды проданную "Дубраву" в свой уставный капитал. Новые владельцы ОАО "СК "Востоктрансфлот", отстранив Мистюка от доски как гроссмейстера неважного, сами сели доигрывать партию. И в 1995 году уже восемь российских кораблей, причем шесть уже проданных, были сданы в аренду на восемь лет панамской фирме "САТ". В их числе — непотопляемая "Дубрава", которую, как и другие корабли, "САТ", в свою очередь, заложила шотландскому банку "The Governor and Company of the Bank of Scotland". Из прибылей за восемь лет эксплуатации российских кораблей и банковских займов "САТ" обещала прикупить три новых корабля и вернуть 12 судов взамен восьми. Но во все российские порты уже прилетела строгая прокурорская бумага, запрещающая капитанам портов оформлять уход этих кораблей. Иностранные владельцы (панамские, кипрские, шотландские) в ноябре 1999 года, забеспокоившись о судьбе своих крутых инвестиций, тех самых 204 долларов, обратились в арбитражный суд Приморского края с исками о признании права собственности на корабли. Суд недолго разбирался и уже в декабре того же года иски удовлетворил: бумаги, мол, оформлены правильно, деньги какие-никакие выплачены — забирайте свои суда. Но тут вмешалась прокуратура Приморского края, которую такой, с позволения сказать, эндшпиль не устраивал. Прокурор потребовал вернуть стороны по сделке в первоначальное положение. То есть иностранные компании обязаны возвратить суда, а "Востоктрансфлот" обязан возвратить деньги. В исковом заявлении прокурора Приморского края, в частности, говорится: "Прошу ... компанию "Анива Шиппинг Компани" возвратить ОАО "СК "Востоктрансфлот" т/р "Дубрава"; ОАО "СК "Востоктрансфлот" возвратить компании "Рандл Менеджмент Лимитед" 1 (один) доллар США". Заметьте, это не анекдот, не розыгрыш — официальный прокурорский документ. Арбитраж — дело волокитное: сейчас бумаги из Приморской прокуратуры с опротестованием решения Арбитражного суда Приморского края находятся в Москве, в Генеральной прокуратуре РФ. Партию предстоит доигрывать ферзям — высшим московским юридическим инстанциям. Но мораль сей басни в другом. Грустная мораль. Что, если найдется завтра другой чиновник и сдаст в аренду Кремль, например? За символический один доллар. Дело ж, как вы понимаете, не в сумме, а в выгоде — чтобы временно разместить в нем самую большую в мире рулетку. А на процент с рулетки мы построим новый Кремль. И будет у нас их целых два, да еще рулетка. Не верите? А в невероятную историю с океанским кораблем, проданным за доллар? То-то же.



Партнеры