МУЖСКОЕ И ЖЕНСКОЕ

Телепередачи бывают двух типов: "про" и "для". Продукция из разряда "для", в свою очередь, делится на передачи "для чего-то" и "для кого-то". "Про"-передачи обязаны быть предметными, информативными, содержательными и объективными. Именно они составляют костяк любого нормального ТВ, у нас же находятся на грани полного вымирания, ибо стараниями своих ведущих давно и успешно превратились в передачи "для" — как правило, для удовлетворения личных амбиций и обработки общественного мнения. Впрочем, сие — тема отдельная. Следующий разряд, передачи "для чего-то", не столь респектабелен, да респектабельность ему и не нужна: в основном такие программы имеют лишь одну, но вполне внятную цель — развлечь зрителя. Это, пожалуй, единственная сфера, с которой наше ТВ кое-как справляется. Тяжелей всего дело обстоит с третьим разрядом — "для кого-то". У таких передач нет ни четко определенной цели, ни каких-то ограничений по форме и содержанию — лишь изначальная посылка: существуют-де отдельные категории населения — например, мужчины и женщины, — чьим конкретным интересам данная передача должна потрафить. Результат ужасен. И дело даже не в том, что разделение по половому признаку более уместно в общественном туалете, чем в сетке телепрограмм. Просто полная свобода для творчества, которую предоставляет "мужская" или "женская" тема, среднему телевизионщику явно не в подъем. У "мужских" передач есть лишь один плюс: их мало. После того как бесславно издох "Мужской клуб", воцарилась долгая пауза, закончившаяся лишь с появлением фоменковских "Экстремальных ситуаций". О мужских проблемах здесь, правда, не рассуждают, ибо у настоящих мужиков проблем нет. Словосочетание "настоящий мужик" вообще является лейтмотивом проекта. "А стоит ли уродоваться? — подначивает Фоменко участника перед финальным мордобоем с мастером спорта по боксу. — Ты ведь уже доказал всем, что настоящий мужчина!" Уродоваться, строго говоря, есть зачем: приз победителю — иномарка. Но сходящие с дистанции неизменно уверяют, что страшно довольны и приз для них не главное. Глядя в их горящие глаза, веришь: не главное. Машина здесь присутствует лишь постольку, поскольку крутая тачка — обязательный атрибут крутого мачо. Зрителям, не являющимся настоящими мужиками, прелесть происходящего оценить довольно трудно. При виде всех этих прыжков без страховки, взрывов и заплывов в ледяной воде возникает неуютное ощущение; сразу вспоминается, что и сам Фоменко недавно получил травму, предаваясь подобным увеселениям. Конечно, на съемках дежурит бригада врачей из ЦИТО, но сам вид кареты "скорой помощи" как-то не вдохновляет. С риском сломать шею доказывать, что ты настоящий мужик, имело смысл лет 20 назад, когда любая частная инициатива каралась государством и советским людям оставалось только лазить по Эльбрусу и "стонать, но держать". Сейчас вроде как есть и другие способы самоутверждения, так что фоменковская вакханалия выглядит на редкость глупо. Впрочем, настоящую глупость надо искать в дамских передачах, которые есть на каждом канале, и число их растет. ТВ-6 недавно выдало целых два дебюта с красноречивыми названиями: "Фасон" и "Про любовь". Когда люди на голубом глазу называют передачу "Про любовь" ("Про добро", "Про жизнь", "Про счастье" etc), это уже о многом говорит. Когда по просмотре выясняется, что это не преувеличение, и единственной темой, о которой ведущая расспрашивает знаменитых людей, действительно является любовь — не проблемы взаимоотношений, не ошибки и свершения, не секс, в конце концов, а любовь вообще, — меркнут последние надежды на интересность проекта. Наверное, Михаил Танич и Лидия Козлова, прожившие вместе почти полвека, действительно могли бы рассказать о себе что-то очень важное для зрителя — но в передачу попадают только чеканные умозаключения. "Я молю Бога, чтобы это чувство меня не покинуло, — говорит Танич. — Если бы оно пропало, я бы этот дом покинул, я ушел бы к другой женщине. А так я живу с Лидией уже 43 года". Логично. "Любовь не измеряется годами и числами. Она живет благодаря чему-то другому". Свежо. В финале автор дает торжественное обещание: "Мы будем поддерживать вашу веру в то, что любовь есть!" С чего девушка взяла, что этот в общем-то никем не оспариваемый факт нуждается в дополнительных доказательствах, сказать трудно. Очевидно, мы имеем дело с распространенным среди девочек-подростков томлением "Очень хочется чего-то большого и чистого", на которое давно сформулирован единственно правильный совет: "Купи себе слона и мой его". Передаче "Про любовь", правда, больше подойдут семь слоников — в комплекте с розочками, белым платьицем ведущей и нежной музыкой они будут смотреться очень органично. "Мы будем говорить о том светлом и прекрасном, что согревает нашу серую жизнь", — заявляет и ведущая передачи "Фасон". Однако любовь в данном случае ни при чем — под "большим и светлым" тут понимается исключительно одежда и прическа. Идея ловить на улице простых смертных и усилиями стилистов превращать их в писаных красавцев, в общем, не нова и уже эксплуатировалась на ТВ, однако никогда прежде авторы не достигали таких вершин — вершин рекламного бизнеса. "Классик современного образа, стилист N!" — представляют мастера обалдевшим "подопытным кроликам". "Мы моем голову не просто шампунем, — вещает сам "классик современного образа", — а шампунем фирмы Х серии Z!" И так — полчаса. Единственное чувство, которое испытывает зритель, — легкая зависть к людям, которых постригли и приодели на халяву. Потому что о том, что лучше быть здоровым и богатым, чем бедным и больным, все как-то догадывались и раньше. Впрочем, есть нечто похуже вышеописанной пустоты. Например, полный, космический какой-то вакуум. Желающие могут в него погрузиться, включив программу "Мир женщины" на ТВЦ, цель существования которой, очевидно, представляет загадку не только для зрителей, но и для создателей. "Мы поговорим о том, почему женские песни о доверчивой девушке и коварном мужчине сочиняют именно мужчины", — задумчиво произносит ведущая, после чего следует длинный разговор с неким поп-композитором о его детстве, коллегах и шоу-бизнесе — но только не о заявленной специфике "женских песен". Следующим номером передачи идут рассуждения о "неженских профессиях" на примере девушки-каскадера: ей задается оригинальный вопрос: "А как ваш любимый относится к тому, что вы занимаетесь столь опасным делом?". Под конец ведущую прорывает на какие-то совсем уж несусветные откровения: "Сегодня каждая мать содрогается при мысли о том, что ее сын попадет в армию. Но мало кто задумывается, что армия несовершеннолетних преступников не менее многочисленна и страшна!" Далее следует лепет о том, что "детям нужна наша любовь", и о том, что "неизвестно, как бы жил этот оступившийся парень, если бы у него были любящие мама и папа", завершающийся блатным шансоном со словами "Напиши мне письмишко, мама". И ведущую даже хочется пожалеть: ей, по-видимому, уже не втолковать, что одного употребления слова "мама" еще недостаточно для того, чтобы вскрыть проблему юношеской преступности. Как, увы, не втолковать и большинству телевизионщиков, что для создания смотрибельного продукта требуется несколько большее, нежели частое употребление слов "мужской", "женский", "красота" и "любовь".

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру