ЧТО В “ГЛАЗАХ” ТВОИХ СВЕТИТСЯ?

29 июня 2000 в 00:00, просмотров: 208

Самая яркая, можно даже сказать, ослепительная деталь вашего автомобиля — это, конечно, фара. Но знаете ли вы, насколько различается яркость свечения ламп для ближнего и дальнего режима работы? Меньше, чем вы думаете, — всего на несколько процентов. Нужная "дальнобойность" лучей достигается разной фокусировкой светового потока. Ближний свет как бы стелется по дороге, пучок от него идет немного вширь вперед и не поднимается, грубо говоря, выше уровня капота, потому и не слепит встречных. Иное дело — дальний свет, когда два острых световых конуса устремлены далеко вперед. Вот они-то и заставляют нервничать водителей, едущих вам навстречу. Как видите, яркость тут совершенно ни при чем. 'НАКАЛ. До сих пор в большинстве российских автомобилей используют фары с лампами накаливания. Светящимся элементом этих анахронизмов, "лампочек Ильича", является вольфрамовая нить. Она же — главный недостаток: чтобы сила света была высока, нить нужно делать значительных размеров. Отсюда вторая проблема: чем больше светящийся элемент, тем хуже фокусируется световой пучок фарой. Третий недостаток автомобильных лампочек накаливания известен всем: лишь мизерная часть электрической энергии превращается в свет, остальное уходит в тепло. 'ГАЛОГЕН. Намного лучше галогенные автолампы. Характер их света немного "солнечнее". Но главное — галоген гораздо эффективнее классического "накала", лампочка той же электрической мощности выдает уже в два раза более яркий световой поток. Заметьте — в два! Если обычная автомобильная 45-ваттная лампа излучает световой поток 600 люменов, то 55-ваттный галоген — аж 1550 люменов. Стала ли актуальнее проблема ослепления с переходом на яркие галогенные лампы? Почти нисколько! Светящийся элемент меньше, сфокусировать излучаемый им свет в пучок нужной формы можно намного точнее. Галогенные фары и ярче, и светят куда надо, а не в глаза. 'КСЕНОН. Совсем другое дело — ксенон. В этих лампах светится не раскаленная нить, а крохотная сфера газа, нагретая до "солнечной" температуры. Вот почему свет ксеноновых ламп так выделяется на фоне обычного света; он даже кажется синим, хотя на самом деле чисто-белый. Ксенон необычайно эффективен — лампочка мощностью 35 ватт отдает световой поток в 3000 люменов и при этом сама не сильно греется. Ее свет можно сфокусировать в очень точный световой пучок. Правда, ксеноновая технология не из числа доступных. Даже для представительских автомобилей она предлагается в качестве дополнительной опции. Тем не менее ксеноновыми фарами можно оснастить почти любую иномарку, если плата $1000—1300 за это удовольствие не покажется слишком высокой. Дороги, кстати, не столько лампочки — ксеноновые OSRAM или Philips стоят примерно по $100 за штуку, — сколько высоковольтные блоки "поджига", без которых они работать не смогут, и само переоборудование. Есть у ксеноновой светотехники особенность, которая пугает некоторых, — отсутствие дальнего света. Ну, вообще-то дальний свет есть — захотите, вам и его поставят. Но зачем? Поморгать встречным не получится — ксенон зажигается не сразу. Во-вторых, даже ближний ксеноновый светит на расстояние 400 метров, что и не всякому обычному дальнему под силу. В-третьих, а часто ли вообще совесть позволяет включать дальний, когда даже за городом едешь в сплошном потоке машин? Большинство владельцев автомобилей, у которых используются лампы типа Н4 (дальнего и ближнего света одновременно), устанавливая себе ксенон, отказываются от дальнего света. А те, кто не представляет себе езды без "моргания" встречным, ставят вдобавок стробоскопы — сигнал, между прочим, еще эффектнее и, что немаловажно, законен. '"ГОЛУБЫЕ". Как только появился ксенон, тут же нашлись отморозки, установившие на свои машины "лжексенон" — лампы, которые просто светят голубым свечением, похожим на ксеноновый свет (он, повторяем, все-таки белый). Никакого здравого смысла в нем нет — только понт, мат-перемат ослепленных и проблемы для себя. Чтобы голубая лампа светила хотя бы так же ярко, как стандартная, ее приходится выбирать заведомо большей мощности — вот и возникают неполадки в бортовой электрике. Получить точно сфокусированный пучок света невозможно. Вдобавок свет таких ламп прямо-таки выедает глаза ультрафиолетом. Наконец, это просто преступно — техническими нормами лампы мощнее 55—60 ватт для фар запрещены. В Германии, например, уже в обязательном порядке на автомобилях должны стоять динамические корректоры, которые опускают пучок света на нужный угол, когда машина разгоняется, и поднимают его, когда она, тормозя, "клюет". И это все ради того, чтобы не ослеплять ярким светом встречных!



    Партнеры