НЕБЕСНАЯ ТОЛС“ТУ”ШКА

"Метрика" 104-го: длина 39 м, размах крыльев 35 м, вес пустого лайнера — 44 т, максимальный взлетный вес — 78 т, экипаж — 5 человек. Ровно 45 лет назад, 10 июля 1955 года, совершил свой первый взлет туполевский "сто четвертый" — первый в СССР и фактически в мире реактивный пассажирский авиалайнер, который проложил дорогу на воздушных трассах всем остальным своим собратьям — и отечественным, и зарубежным. Прославившийся затем американский "Боинг-707" впервые взлетел только через 3 года, как и его конкурент — "Дуглас ДС-8". "Ту-104" был спроектирован прославленным КБ под руководством академика Туполева. Лайнер разрабатывался и строился параллельно, с небольшим сдвигом по времени, со своим военным двойником — бомбардировщиком "Ту-16", многие элементы которого оказались пригодны и для гражданского самолета. Оба они прославили марку "Ту". Уже на следующий год после первого подъема в воздух "Ту-104" был запущен в серийное производство. В числе первых пилотов был и 33-летний Борис Бугаев, отлично освоивший новую машину, которая "вывезла" его затем на должность личного пилота Брежнева, а потом — на пост министра гражданской авиации. В том же году новую модель прославили поэты. С эстрады неслось: "Самолеты есть разные в мире, много птиц повидал я стальных... Но с машиной "Тэ-У-104" ни одна не сравнится из них". Из соображений конспирации певец намеренно слегка исказил название марки "стальной птицы"... Новый лайнер использовался прежде всего на трассе Ленинград—Москва—Свердловск—Иркутск—Дальний Восток, а также на крымском и кавказском направлениях. Почти 30 лет он перевозил ежегодно сотни тысяч пассажиров, стоимость билетов для которых была в основном не выше их месячной получки. Триумфальным было и первое появление 104-го за рубежом — в Лондоне. Западные специалисты не верили своим глазам, увидев мощную и вместе с тем красивую "стальную птицу", привезшую к ним труппу Большого театра из Москвы без промежуточных посадок. Путь "Ту-104" сопровождался и неоднократными воздушными трагедиями. Большие высоты (почти до стратосферы) и скорости, значительная взлетная и посадочная масса, другие факторы создавали первой "Тушке" немало опасных ситуаций. Первые две катастрофы произошли с "Ту-104" на третий год массовой эксплуатации. Сначала один лайнер разбился после потери ориентировки и почти полной выработки топлива, не долетев 1,5 км до посадочной полосы. Другой свалился, попав в грозовые облака ночью над Волгой, — на нем из Хабаровска в Москву летела китайская делегация. Тогда погибли все 80 человек, находившиеся на борту (9 членов экипажа и 71 пассажир). Черным для 104-го стал 1962 год: тогда разбились аж четыре новеньких лайнера этого типа. Первый — в Софии после взлета, второй — в Красноярске на снижении для посадки, третий — под Хабаровском и четвертый — в "Шереметьево", слава Богу, без пассажиров (на облете после ремонта, в процессе которого техники перепутали проводку тросов элеронов). "Аэрофлот" и промышленники учли горький опыт, и с 1964 по 1970 год, несмотря на все увеличивающийся выпуск самолетов этого типа, на них произошло всего две аварии без жертв, причем обе они не связаны с отказами техники. Кстати, именно на "Ту-104" в районе аэропорта "Внуково" (1971 год) произошел и первый взрыв на борту отечественного авиалайнера — в багажнике. Тогда погибли почти все члены экипажа и 18 пассажиров. А всего в истории "Ту-104" учтено 20 катастроф и 10 аварий. Эксплуатация 104-х продолжалась до начала 80-х годов, и одна из наиболее тяжелых трагедий произошла на "Ту-104" именно в самом конце его жизни (февраль 1981 года). Это случилось на аэродроме города Пушкин под Ленинградом, сразу после взлета. Самолет пилотировал экипаж военно-морской авиации, увозивший руководящий состав Тихоокеанского флота после штабных учений в Военно-морской академии, которыми руководил Главком ВМФ адмирал флота Горшков. Лайнер свалился из-за перегруза, смещения загрузки в хвост и раннего отрыва от полосы — почти так же, как и недавний "Як-40" с Артемом Боровиком на борту. В катастрофе погибли все 50 человек, бывшие на борту, в том числе 17 адмиралов и генералов. Эта трагедия, как и все предыдущие на 104-х, не умаляет больших заслуг первенца реактивной авиации в отечественном авиатранспорте. И некоторые уцелевшие его экземпляры, стоящие в авиационных музеях и на постаментах у крупных авиапортов, всегда будет напоминать об этом действительно уникальном самолете, показавшем миру, что и у нас бывает "как лучше", а не "как всегда". Хотя в США младший брат "Ту" — "Боинг-707" — продолжает выпускаться (конечно, модифицированный), а российские 104-е уже двадцать лет как стоят на земле...

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру