ВОЗДУШНЫЕ “ЧЛЕНОВОЗЫ” ИЗ ВТА

27 июля 2000 в 00:00, просмотров: 198

Самые секретные полеты Военно-транспортная авиация (ВТА) осуществляет отнюдь не в тыл врага и не перебрасывая оружие повстанцам в далекую Африку. Ореолом таинственности окружена перевозка... легковых автомобилей. Не контрабандных — президентских. Куда бы ни прибыл с визитом глава государства, всегда у трапа самолета его будут ждать напичканные спецсвязью бронированные "ЗиЛы" из кремлевского гаража. Военно-транспортный "Ил-76" с автомобилями во вместительном чреве (в кортеже во время визита их, как правило, три) — первая президентская ласточка. Он намного опережает президентский самолет, чтобы у водителей было время изучить и обкатать маршруты, по которым им придется возить президента. Эту деликатную миссию не случайно выполняет именно ВТА. Летчику гражданской авиации требуется как минимум пять предварительных тренировочных полетов на заданный аэродром с посадкой. Военные асы через полчаса после поступления приказа уверенно берут курс на любую страну и красиво садятся там, будто на свой родной аэродром. "Мастерство не пропьешь", — шутливо отвечают летчики на похвалу. Скорее всего президент даже не догадывается о том, что его "членовоз" на выездах ему доставляют именно военные летчики. Впрочем, об этом вообще мало кто знает. Узнать офицеров-транспортников и впрямь нелегко. Если их американские коллеги щеголяют в специально пошитой для "президентских извозчиков" форме, то наши перед спецрейсом снимают свои старые, залатанные комбинезоны и переодеваются в "гражданку". Опознать в "Ил-76" военный борт тоже невозможно: самолеты раскрашены в бело-голубые цвета гражданской авиации, с привычным лейблом "Аэрофлот". Но отличительная черта у летчиков ВТА все же есть: они абсолютно надежны и удивительно терпеливы. — Помню, везли мы автомобили накануне одного из последних визитов Ельцина в Китай, — рассказывает один из командиров "президентских" экипажей. — Сели в Иркутске для дозаправки. А заправлять-то нас никто и не собирается: все топливо в частных руках, а коммерсанту все равно кто летит — хоть президент, хоть сам Господь Бог. За керосин не заплачено — и слушать он никого не желает. "Крутые" ребята из Федеральной службы охраны, сопровождающие машины, в Москве держали пальцы веером и давали нам понять, что они — хозяева, а мы всего лишь быдло, здесь сразу попрятались. Сказали лишь, что добывать топливо — наша проблема. Пришлось за свои деньги звонить в Москву, выбивать топливо для президентского вылета. Будто нам это нужно было! В Москве — глухая ночь, никому нет дела. Говорят, мы тебе воздушный коридор дали, что еще надо? Еле выклянчили минимум топлива — аккурат дотянуть до Пекина. В результате опоздали на шесть часов. А в китайской столице все это время было перекрыто уличное движение — ждали нас, чтобы водители проехали по намеченному маршруту. Потом мы же крайними и оказались: мол, медленно летели. Что подумали китайцы о такой организации, можно только догадываться... После того как спецавто доставлены в намеченный пункт и выгружены, "судьба" летчиков переходит в руки президентской службы, организующей визит. Случается, о "воздушных извозчиках" банально забывают, и они остаются ночевать в самолете. Без еды, без питья — о пятизвездных отелях, понятное дело, никто и не мечтает. Зимой температура в выстуженном салоне транспортника намного ниже, чем за бортом. Летом — яйца можно варить вкрутую на обшивке. Только российские офицеры могут воспринимать такие условия почти как должное: "Обычное дело. Где наша не пропадала!" Литерный рейс впереди "свиты" президента — единственный случай, когда техника загоняется в чрево самолета без участия экипажа. Президентский "членовоз" — это тебе не грубая БМД, не дай Бог поцарапать! Зато по весу эта легковушка еще потягается с бронетранспортером: черный лимузин с затемненными стеклами весит больше восьми тонн! Иногда летчики просят разрешения посидеть в монаршем авто — все-таки президентская штучка. Детям потом можно будет на старости лет рассказывать о близости к "телу". Но примерить под себя кожаные кресла президентского "ЗиЛа" удается далеко не всегда. Тут все зависит от настроения охраны. Один может и по матери послать: "Ты тут ковры затопчешь, руками грязными залапаешь". А другой еще и прокатит по аэродрому. — Президентский лимузин — это бронированная капсула, на которую навешаны колеса, мотор и все остальные причиндалы автомобиля, — рассказывает один из тех, кому все-таки довелось покататься. — Стекла — толщиной в руку, а тяжеленной дверцей пальцы лучше не прищемлять... Летчики, немало полетавшие с Верховным Главнокомандующим Ельциным, о новом главковерхе Путине отзываются с большей симпатией: "Этот хоть не болеет. А у Ельцина поездки постоянно отменялись". Еще они заметили, что при новом президенте начали экономить государственные деньги. Раньше военный "Ил", как правило, отправляли ждать окончания визита на ближайший российский аэродром, а потом высвистывали его обратно. Теперь самолет туда-сюда не гоняют. Если нет острой необходимости в личном кортеже, то предпочитают обходиться вообще без него. Так было в Севастополе, куда Владимир Путин прибыл вместе со своим украинским коллегой Леонидом Кучмой и удовлетворился автотранспортом хозяев. Для выполнения "задачи государственной важности" всегда выделялись лучшие экипажи военно-транспортной авиации. Впрочем, сами летчики в такие командировки раньше не рвались: ничего привлекательного в них не было — только груз ответственности и нервотрепка. Теперь офицеры счастливы уже тем, что есть возможность подняться в небо. "Нам все равно куда, лишь бы — летать!" — говорят летчики, которым уже несколько лет не выделяют топлива на полеты...



Партнеры