МАКАР ЗАОРАЛ. НО НЕ СИЛЬНО...

Более благообразное и благопристойное детище отечественной поп-музыки, нежели группа "Квартал", трудно себе представить. Образчик изысканности, рафинированности и романтизма за долгие годы неспешной карьеры завоевал прочную репутацию и вальяжно разместился в своей заслуженной нише, не претендуя на первые роли, но зная себе цену как явлению высокохудожественного свойства. Обнаружила, кстати, эту музыкальную жемчужину 12 лет назад именно "ЗД". В 1988 году разыскивались молодые таланты для поездки на самодеятельный рок-фестиваль на остров Сааремаа в тогда еще советскую Эстонию. Из нескольких десятков самопальных демо-кассет, пришедших на зов редакции, ухо запало на экзотические по тем временам карибские поп-ритмы и сладко-терпкий девичий вокал. Ритмы принадлежали группе "Квартал", а вокал — ее солистке Тане Литвиненко. Ее голос, кстати, на взгляд "ЗД", до сих пор остается одним из самых выразительных, драйвовых и ценных в нашей поп-музыке. После успешной поездки на Сааремаа "Квартал" и начал свое восхождение на Олимп. Был первый хит "Парамарибо" еще задолго, за целую, понимаешь, декаду до всемирного помешательства на латинских прибамбасах. Был уход Тани, затем ее возвращение, всевозможные легкие эксперименты, которые, впрочем, не уводили группу от ее собственного мейнстримового выбора. Выпущено шесть пластинок. И тут такой кульбит! На сносях альбом "Время напрокат", где в самых экстремальных музыкальных препарациях представлено 10 сочинений из раннего репертуара легендарной рок-группы "Машина Времени". Наследие "МВ" сыграно "Кварталом" в диапазоне от радикального панка до экстремального диско. Не "Квартал" прямо, а сущие "Бони Нем". Ситуация усугубляется тем, что весь вокал принадлежит собственно носителю хрестоматийных рок-ценностей Андрею Макаревичу. В сольном исполнении мадам Литвиненко представлена лишь вещица "Черный-белый цвет", и то лишь потому, что для коммерческих нужд надо было уравновесить звуковую радикальность глобальной палитры чем-то сладким и дископодобным. О том, с чего это вдруг народ понесло, "ЗД" беседует сегодня с бессменным лидером "Квартала" Артуром Пилявиным, с недавних пор обретшим еще и качество шоу-бизнесмена, участвующего в создании завернутого на этнических экспериментах рекорд-лейбла "Nox Music". Впрочем, этно-поп трактуется здесь в достаточно широком ключе — от ремиксов с Кристиной Орбакайте до сугубо электронных лупов "Министерства Психоделики", а за беспрекословные божества почитаются "Enigma" c "Deep Forest". n Как родилась идея "Времени Напрокат"? n Мы с Андреем (Макаревичем) друзья и часто вместе музицируем. Он иногда заезжает к нам на базу, мы начинаем микшировать и добиваемся иногда страшно трансовых вещей. Он ведь человек с очень современным мышлением, очень угарный, такой отвязный, хоть и телезвезда. Интересуется современной музыкой и въезжает в нее. n Каких вещей? "Трансовых" ты сказал? n Не в стилистическом, конечно, а в трансчеловеческом смысле. n Слава богу! n Это состояние человека, в котором он находится, когда поет. Мы ловим это состояние. И вот появилось желание сделать совместную работу. Сначала он спел мою песню (на альбоме "Мир Розовых Кукол"(98), — прим. "ЗД"), а потом не то чтобы это был ответ, но мне всегда нравились старые песни Макара и "Машины Времени", где была еще юношеская романтика, первый ярый импульс. "Солнечный остров", "Марионетки", "Снег", "Люди в лодках" — это же была какая-то революция в то время, в середине 70-х — начале 80-х. Начал я с "Солнечного острова". Просто решил поэкспериментировать и вдруг понял, что эти песни еще и хитовые. С позиций сегодняшнего дня! Просто надо было сделать какой-то новый срез, потому что аранжировка того времени не имела смысла. n Ты так говоришь, как будто сам далеко ушел от Макаревича в плане поколенческой принадлежности. n А вот знаешь, молодежь приходит ко мне и говорит: "Арик, как сделать все помоднее?" Меня модно называть модным. Хотя это не тот термин. Скорее всего человек живет во времени. Это не мода, а некое движение во времени, когда ты двигаешься синхронно со временем. Возраст не всегда играет здесь определяющее значение. n Какова была первая реакция Макаревича на твои аранжировки? n Я думал: вот сейчас придет, вообще одуреет. n В смысле будет недоволен? n Нет, я просто не мог просчитать характер реакции. Ведь мы сыграли все со страшным современным драйвом. Иногда это доходило до панка. Он же (А.Макаревич) оказался таким демократичным. n Я что-то не въезжаю: что общего между тобой, "Кварталом", вашим респектабельным шлейфом и, прости господи, панком? Ты сменил музыкальную ориентацию? n А я тоже у молодежи учусь, которая у меня как у продюсера на фирме тусуется. Такой неистовый драйв, панк-рок — знаешь, это здорово. Гитарными прокачками как элементом аранжировки мы добились совершенно классного результата. Ничем другим это даже заменить невозможно. Не зря Элис Купер так любит эти мульки. Я использовал это как краску, причем даже не специально, а оно само получилось. И "Марионетки" заиграли... По-моему, даже тот смысл, который был изначально вложен в песню, стал еще выразительнее. n В какой степени эту работу можно назвать данью ремиксовой, римейковой моде? n Вообще это не ремикс и не римейк. Просто было желание сделать другой срез с этих песен. И здесь скорее всего такое соавторство. n Значит, кавер-версия? n Это новый альбом с новыми песнями какой-то новой группы. То есть "Квартал", только поет Макар, а не Таня Литвиненко. Она там преимущественно на подпевках обволакивает голосом, как женщина на Востоке обволакивает мужчину заботой и вниманием. Там есть приколы, где эта музыка получилась на грани: или она маньячески нежная, как в "Костре", либо по энергии экстремально мощная. Даже есть какой-то этнический окрас, евроазиатский. Мы использовали комуз и варган — азиатские национальные инструменты. n Хорошо, ты отказываешься от терминов "ремикс", "римейк", "кавер-версия". Но начиная работу над проектом, хотя бы прослушал ди-джейские ремиксы, которые "Машина" выпустила лет пять назад? n Тогда я их и слушал. А сейчас старался не шаблонить. Я даже оригинальных аранжировок не слушал, чтобы не создавать каких-то рамок, быть свободнее в выборе. Что помнил еще по юношеской поре, то и было как фундамент. "Людей в лодках" я, например, годов с 70-х так ни разу и не слушал. Вот у нас барабанщик, Виталик, он всю "Машину" знает наизусть. Он под гитару мне все пел, а я придумывал какие-то ходы басовые, барабанные и ритмические фигуры. Потихоньку все перерастало в сейшн, катил драйв, крышу сносило. Вот тогда мы останавливались, и начиналась вокальная дорожка. Сначала я напевал, потом приходил Макар, пел, и часто так получалось, что его начинало колбасить. Он не понимал, что происходит, но быстро врубался и уходил довольный. n Честно говоря, жаль, что нет Макаревича, который в отъезде, и невозможно спросить. Я все-таки не совсем представляю его колотящимся в панк-роковом угаре. n Что ты! Он заводится с пол-оборота. У него голос прикольный с таким флегматичным металлическим окрасом. И у него же опыт какой! Профессионал. Может что угодно. Потом он не то что орет там сильно, просто поет с драйвом и энергетикой. n Пока работали, что полюбилось особо из старомашинных запасников? n "За тех, кто в море". Шумовая такая штука получилась. Просто клевая. И этот образ моря реальный, героизм и романтика первооткрывателей. Это сильно отличается от изначальной версии "Машины". n Группа "Квартал" никогда не была хитовым коллективом, но всегда была очень стабильной субстанцией и имела свою заслуженную нишу в пантеоне поп-рока. Сейчас начались какие-то эксперименты на двенадцатом году биографии. Нет боязни не завоевать новых поклонников и совсем растерять старых? n На самом деле у нас были попытки стилистических перемен, например с Соней (вокалисткой Софи О'Кран, участвовавшей в записи альбома "Вход для Посторонних". — "ЗД"). Тогда у нас появилась такая гранжевость... n Которая в общем-то не очень выбивалась из "квартального" мейнстрима... n Но мы и сейчас не собираемся уж совсем кардинально меняться. Альбом с Макаревичем — это особая статья, и я даже не сомневаюсь, что он будет принят публикой. Что касается собственно "Квартала", то новый альбом приобретет более явное рок-звучание. Просто у нас много молодых в группе, гитарист Саша Баранцев, Макс Леонов — люди с новым музыкальным мышлением и даже другими музыкальными привычками. Но здесь тоже все получается очень органично. На репетиции все стали играть широкие ритмы роковые. Но при этом я думаю, что обаяние "Квартала" с его романтикой останется, просто все будет немного жестче. Я надеюсь привлечь молодежную аудиторию, которая активна. К сожалению, наша традиционная публика не очень активна, она на концерты и на выборы не очень ходит. n Не в новую ли волну русского рока с ее "Мумий Троллем" и Земфирой тебя неладная понесла? n Это ближе к Боуи, то есть такой баланс между альтернативой и традиционностью с большой долей позитива, который сейчас в дефиците. В той волне, о которой ты говоришь, персонажи больше демонического и маньячного свойства. n Спасибо за интервью.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру