ЧУЖОЙ ОРГАЗМ

-Интереснее всего изображать мультфильмы и сказки. Например, в мультфильме у Александра Татарского "Подземка" гипсовые и металлические фигуры ведут борьбу. Металлические фигуры мы озвучивали двумя топорами. Когда нас спрашивают: "Как вы сделали такой шикарный фильм?" — часто отвечаем: "Сдуру!" На самом деле это очень серьезная, грязная, трудная профессия. — ??? — Например, ты стоишь перед микрофоном, а на экране здоровый мужик рубит дрова так, что щепки летят. Я беру тяжеленный топор, размахиваюсь и синхронно за героем фильма начинаю проделывать то же самое. Поэтому раньше здесь работали одни мужчины... — Откуда берутся предметы для озвучки? — Большую часть мы сами находим на свалке, что-то подбираем на улице. А такие старые вещи, как телефон с ручкой или утюг 50-летней давности, — театральные реквизиты. Самое главное — предмет должен звучать. — Вы можете изобразить любое действо? — Мы можем изобразить все: шаги, чавканье, поцелуй и даже рвоту. Например, в фильме "Маленькая Вера" меня тошнило за актрису. Негода отказалась это делать. Я же взяла мокрую тряпочку и выжала ее в ванну. А вот в фильме "Иван Васильевич меняет профессию" я "рубила колбасу" — стучала рукой по мокрой тряпке. — Есть ли у вас какие-то профессиональные секреты? — Конечно, ведь мало кто знает, что золотые и серебряные монетки, когда их бросаешь, звучат по-разному. Рота солдат получается, если водить щеткой по стиральной ребристой доске или палочкой — по гофрированной бумаге. Если на экране плывет лодка и плещется вода, мы просто-напросто перед микрофоном соразмерно ходу весла опускаем в ванну с водой специальную клюку. Если влюбленная пара обнимается в лесу, мы по дорожке, имитирующей лесную почву из листьев и веток, шаркаем ногами, через какое-то время вместе с героями останавливаемся, имитируя звук, который могут производить обнимающиеся люди. Звук разбиваемого яйца я изображаю хлопком пальцев о ладонь. Многие не знают, что деревяшка шуршит, как бумага, а электробритва может заменить какое-нибудь сказочное летающее существо... В фильме "Ирония судьбы, или С легким паром!" во время сцены, где Андрей Мягков, прихлопывая руками, ходит около общежития МГУ и приговаривает: "Надо меньше пить", несколько женщин-шумовиков хлопали себя по телу. По мнению шумовиков, одной из самых сложных современных работ была сцена из "Сибирского цирюльника", когда Джулия Ормонд раздевается и одевается за кадром. Режиссер потребовал, чтобы зритель слышал расстегивание каждой пуговички и понял волнение героини в этот момент. В это время шумовики щипали собственную одежду, давили воздушные пузырьки в пластиковой упаковке... Какой из записанных дублей вошел в конце концов в фильм, им так и не сказали. — В современных фильмах много драк. Неужели и кулачные бои приходится изображать?.. — Довольно часто. Для этого используем боксерские перчатки, грушу, кусок мяса и, конечно... капусту. Это самый фактурный из овощей. Надламыванием капустного листа можно имитировать хруст. Если его помять в руке, получается звук от ходьбы по снегу. Ну а если надо изобразить драку, просто бьем кочан об пол. Такой треск получается, как при настоящем ударе. Правда, иногда приходится бить себя... Когда в фильме "Летят журавли" во время грозы Вероника била по щекам Марка, шумовикам пришлось лупить мокрыми тряпками собственные ноги. После чего женщины две недели ходили с черными кровоподтеками. — Сначала вы работали на "Мосфильме", потом перешли на студию "Центрнаучфильм". Что приходилось там делать? — Озвучивать документальные научные фильмы. Однажды мне говорят: "Оля, ты только не волнуйся, но эту сцену ты должна озвучить" — и дают в руки молоток, ничего не объясняя. Стою я без микрофона, смотрю кадр. На экране сцена: хирург забивает костыль в позвоночник. Нормальный учебный фильм. Вот этот звук мне и пришлось быстренько "сочинить". Кроме молотка, у меня ничего под рукой не было, и я стала стучать им по ножке стула. Получилось достаточно правдоподобно... — Приходилось ли вам изображать сексуальные сцены? — Были и поцелуи, и обнимания, и раздевания. На том же "Научфильме" мне пришлось как-то сексуально дышать. Приходит как-то звукооператор и говорит: "Нужны звуки акта — кто будет дышать?" Это был 1973 год. Я удивленно развожу руками: "У меня в фондах такого нет". Оператор умолял меня чуть ли не на коленях: "Ольгуш, ну подыши за десятку..." Дышала я тогда в отдельной кабинке — перед всеми стыдно было. Вышла оттуда красная. Мне быстро деньги сунули и без слов отпустили. Потом в коридоре я часто слышала: "Откуда взялась эта запись? Подслушанная, что ли?.." Чаще всего шумовикам приходится изображать шаги. Почти все они создаются при помощи различной обуви. Будь то солдатские сапоги, туфли-"лодочки", тюремные бахилы, кеды, лапти, чешки... У каждой пары — свой звук. Чем более поношена вещь, тем лучше. "Она как живая, — считают шумовики. — Новая — не звучит". — Для того чтобы работать шумовиком, нужно иметь идеальный слух? — Достаточно развивать слух. Я не могу спокойно ходить по улице: все время прислушиваюсь к разным звукам. Как-то поймала себя на мысли, что странно иду по улице. Оказалось, передо мной шел хромой — и я стала хромать за ним, стараясь попасть в такт. А начинали мы с имитации шагов первого поста у Мавзолея. Специально ночью на Красную площадь ходили и синхронно вышагивали вместе с ними. Я обожала озвучивать сложнейшую походку Зиновия Гердта. Приходилось ходить за Сталина, Ленина, Петра Первого... Кстати, с последним забавная история была. Фильм "Петр Первый". В кадре прошел Петр, повалил стул, сломал стол, и за ним тут же, крадучись, идет Меншиков. Пока девчонки ломали стол и стулья, я прошла за Петра и тут же, этим же сапогом, — за Меньшикова. При надобности тут же могу пройти за женщину. Одна нога — в шпильке, другая — в сапоге. Вид у меня на работе еще тот... На ногах — кирзовые сапоги, в руке — палка, которой бьешь банки, во рту — уздечка, мотаешь головой... — Почему так много вещей должен озвучивать один человек? Не проще ли набрать команду?.. — Раньше шумовики работали в группах по 6—7 человек. Но это неэффективно. Когда нас много, внимание рассеивается. Ты ждешь одного своего "чиха" — в конце концов именно его и пропустишь. Оптимальный состав бригады — 2—3 человека. — Что еще необычное приходилось озвучивать? — Обвал. Тогда перед микрофоном на бумажку сыпали из маленького ковшика песок и гравий. Еще как-то изображали движение печки. Шесть человек стояло ненормальных: один на терке тер, я в трубу дула, еще делали металлический звук, крутящийся звук, скрипучий... — Вас не приглашали озвучивать музыкальные клипы? — Клипы — нет, а вот рекламу приходилось озвучивать. Это выгодно: за один хлопок можно от 20 до 50 долларов заработать. — Мне казалось, что сегодня и пение птиц, и звук взрыва, и ход паровоза, и лай собаки можно "подложить" под картинку с помощью компьютера... — Можно, но попасть в такт движению человека на экране способен только... другой человек. — Какие правила существуют в вашей профессии? — Шумовики — люди беззвучные: нам нельзя на работу приходить в шелковых юбках, носить часы, кольца. Перед работой шумовикам ни в коем случае нельзя есть ничего несовместимого, кислых продуктов, вызывающих брожение в желудке, — иначе организм будет "озвучивать"... На работе мы почти не дышим...

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру