СЛАДКАЯ ПРАВДА

В детстве и вода была мокрее, и снег белее, и сгущенка слаще... А уж знакомая сине-голубая этикетка сгущенки не сотрется из памяти, наверное, никогда. Этой этикетке доверяли, доверяют и... К сожалению, уже не будут доверять. Для справки. Все продукты питания, выпускаемые в Российской Федерации, должны соответствовать определенным требованиям. На каждую продукцию — свой стандарт, обозначенный каким-то буквенным и численным индексом. Каждый стандарт предполагает применение раз и навсегда утвержденной, не подлежащей изменениям рецептуры и технологии изготовления, то есть использование строго прописанных ингредиентов, их процентного содержания и способа обработки. Будь то ГОСТ, ОСТ или ТУ — это, собственно говоря, имя изделия, единственное и неповторимое. Правда, чрезвычайно неподходящее для торговли. Поэтому, к нашей бесконечной радости, мы имеем дело не с номерной продукцией, а с более привычными "Коровками", маслом "Вологодским", "Рижским" хлебом. Иначе говоря, с фирменными наименованиями, каковые, по существу, являются лишь более привлекательным вариантом номера по стандарту. Продовольственная продукция появляется на прилавках в "одежке" индивидуального пошива — той самой фирменной упаковке. Мы потому безошибочно, на глаз, отличим старую добрую "Коровку" от ее младшей кузины с медовой начинкой, что их обертки разнятся цветовыми оттенками. Другими словами, упаковка является важнейшим источником информации о товаре. Поэтому кондитерские фабрики, выпускающие конфеты по одному и тому же ГОСТу, обязаны заворачивать их в фантики единого образца. Любителю сгущенки достаточно увидеть слово "Молоко" на сине-бело-голубом фоне, и он уверен, что за жестяной оболочкой находится давно известное ему сгущенное молоко, выработанное из натурального молока без каких-либо добавок. Иначе говоря, "если тебе корова имя, то должны быть у тебя молоко и вымя. А если нет у тебя ни молока, ни вымени, то что тебе в твоем коровьем имени". Несколько иначе эта идея сформулирована в законе РФ "О защите прав потребителей": информация о товаре должна обеспечивать потребителю возможность правильного выбора. То есть если внешний вид упаковки, ее внутреннее содержание и сведения о составе вводят нас в заблуждение, то налицо нарушение закона. Стало быть, если нынешняя "сгущенка" вдруг оказывается не такой сладкой, как в детстве, то вовсе не потому, что пропала новизна восприятия. Скорее всего это — результат очередного эксперимента с нашими желудками и терпением. Именно так и поставили столичные сластены вопрос перед Московским обществом защиты потребителей: что находится в знакомой банке? А мы переадресовали его специалистам. И вот с помощью Испытательного центра "СОЭКС-ТЕСТ" В/О "Союзэкспертиза" ТПП РФ выяснилось следующее. Ряд изготовителей, например, ОАО "МОЛОКОКОНСЕРВЫ" в Курской области, АО "РУДНЯКОНСЕРВМОЛОКО" в Смоленской, АО "ВЕРХОВСКИЙ МОЛОЧНОКОНСЕРВНЫЙ КОМБИНАТ" в Орловской, ЗАО "КОЛОМЕНСКИЙ МОЛОЧНЫЙ ЗАВОД" в Московской, ЗАО "Волоконовский МКК" в Белгородской выпускают свою "сгущенку" с добавлением масел немолочного (растительного) происхождения, например, кокосового. Причем в некоторых случаях процент содержания таких добавок достигает 80—90%! Как же могло случиться, что под традиционной этикеткой "Молоко цельное сгущенное с сахаром", вырабатываемое по ГОСТу, нам подсовывают "КОМБИНИРОВАННЫЙ МОЛОЧНЫЙ ПРОДУКТ", полученный на молочной основе с частичной заменой одной или нескольких молочных составных частей оригинального продукта на вещества немолочного происхождения? Ответ пришел из Белгорода: местный Центр стандартизации и метрологии признал правоту потребительских пристрастий и распорядился приостановить выпуск лжесгущенки в одежке оригинала. И незамедлительно в МОП явился представитель Волоконовского МКК. Общий смысл беседы сводился к тому, что мы беспочвенно ругаем полезный для здоровья продукт, который производится исключительно зимой, когда цельного молока, по естественным причинам, недостаточно, а население не должно оставаться без такого ценного продукта питания. И вообще, раз ЦСМ сертифицировал их продукцию и дал "добро" на ее реализацию, не поинтересовавшись оформлением тары, то, значит, в использовании популярной сине-бело-голубой этикетки нет ничего предосудительного. А кроме того, они ведь и не скрывают, из чего она сделана: перечень входящих ингредиентов указан на баночке, правда, очень мелким шрифтом. Такая вот забота о потребителе по принципу "Чего изволите": с одной стороны этикетки крупно "МОЛОКО СГУЩЕННОЕ С САХАРОМ", с другой — помельче: "комбинированный молочный продукт". Это что же: "2 в 1 флаконе", что ли? Не может такого быть! По нашему сигналу территориальные органы Госстандарта России уже приступили к проверкам предприятий — изготовителей молочных консервов на предмет соответствия их продукции требованиям действующего законодательства, иных нормативных актов и ГОСТ, о чем нам сообщил заместитель председателя Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации и метрологии. А пока Госстандарт делает свое дело, остерегайтесь подделок.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру