РОССИЯНЕ СТАЛИ ПОЧТИ В ПОЛТОРА РАЗА ЧАЩЕ УМИРАТЬ ОТ АЛКОГОЛЯ

23 августа 2000 в 00:00, просмотров: 592

Всю свою сознательную жизнь балет разрывается между двух взаимоисключающих желаний — оголиться до пределов невозможного и нарядить себя беспредельно изысканнее. Про битву за нагое тело в "Фуэте" уже рассказывалось. Теперь история про тех, кто упаковывает балетное тело. Это выдающиеся художники и модные дизайнеры, которых сегодня именуют кутюрье. Высокая мода и самое выразительное из искусств давно слились в страстных объятиях, а их отношения близки к интимным. Облако из газа Определение "от кутюр" человечество узнало лишь в двадцатом веке. Хотя раньше было все примерно так же, но называлось не столь пафосно. Ну чем не от кутюр костюмы танцовщика Гаэтана Вестриса образца 1754 года? В балетном дивертисменте "Фетида и Пелей" он появлялся в четырех разных нарядах, и каждый был верхом художественной изобретательности и торжеством портновского искусства. Так, костюм, стилизованный под крестьянский, был выполнен из белой тафты и украшен розовыми фестонами, затканными серебром. Все это богатство было еще задрапировано белым тюлем и отделано цветами и кружевами. К ансамблю прилагалась шапочка, тоже из розовой тафты, украшенная вышитым тюлем. Три других наряда были не менее впечатляющими. Но официальное бракосочетание балета и моды произошло 12 марта 1832 года на сцене парижской Оперы в балете "Сильфида". На свет появилась белоснежная тюника, прообраз современной пачки, без которой сегодня немыслим балет. Это облако из газа, создателем которого был художник и модельер Эжен Лами, формой напоминающее полураспустившийся цветок, не только помогает танцовщице выполнять технически сложные прыжки, но излучает свет чистой поэзии, столь необходимый для романтического балета. Правда, некоторые исследователи сомневаются, что пачку придумал Лами. Но то, что ее рождение связано с именем Марии Тальони, явившейся на сцене Сильфидой, несомненно. Причем тот образ, который воплощала Тальони, задолго до премьеры предлагали парижанкам все модные журналы. Открытые плечи, струящиеся потоки легкой ткани, некоторая отрешенность. Уловив дыхание времени, балет удачно зафиксировал все это на сцене. Зато парижанки позаимствовали у балетной героини ее воздушную шаль: наброшенная на плечи и спадающая на руки, она сообщала дамскому силуэту меланхолический абрис остановленной в полете сильфиды. Дом священника Нечто подобное произошло и после премьеры в 1910 года в Париже балета "Шехеразада". Художник Лев Бакст, оформивший спектакль, мгновенно стал знаменит. А то необычное сочетание цветов, которые он придумал — зеленовато-голубого, желтого, оранжевого, и роскошные восточные наряды, — вызвало настоящий бум. Тут же во всех Домах моды стали шить туалеты из ярких шелков, в моду вошли восточные тюрбаны, украшенные драгоценностями наподобие тех, что были в балете, а первый кутюрье эпохи — Поль Пуаре — занялся разработкой модной линии одежды, выполненной в ориентальном стиле. Среди других кутюрье, кто питал слабость к балету, еще одна легенда — Коко Шанель. Она дружила с Сергеем Дягилевым, материально помогала ему и его "Русскому балету". Благодаря ее спонсорской поддержке смог вырваться из "красного" Киева в Париж Серж Лифарь. Шанель создала костюмы для "Синего экспресса", поставленного Брониславой Нижинской в 1924 году в дягилевской антрепризе. Но тут не обошлось без конфуза. На генеральной репетиции оказалось, что костюмы одним жали, другим, наоборот, были велики. И Шанель, с иголкой и ниткой в руках, стала перешивать их буквально на телах артистов. Она была не только великим кутюрье, но и великим тружеником. Нечто подобное случилось и с Кристианом Диором на премьере балета Ролана Пти "Тринадцать танцев". Его костюмы лопнули при первых же движениях балерин, и их приходилось наспех зашивать за кулисами перед каждым выходом танцовщиц на сцену. После этого случая Диора в балет уже нельзя было затащить. А вот Джанни Версаче по количеству одетых им балетов занимает одно из первых мест. Самые эффектные сценические наряды он создал для Мориса Бежара, с которым кутюрье связывала крепкая дружба. Кстати, Версаче, как и Шанель, отличало необыкновенное трудолюбие. Во время постановки балета Бежара "Пирамиды", когда в Каире уже полным ходом шли репетиции, из Рима прибыли костюмы, выполненные по эскизам Версаче. Дизайнеру они не понравились, и, запершись с ними один на один в маленьком ателье, он их все собственноручно переделал. Последней балетной и театральной работой Версаче стали костюмы к спектаклю Бежара "Дом священника", который буквально пенится от безудержной фантазии постановщика и кутюрье. Майя и Пьер Что касается Советского Союза, то только Майе Плисецкой удалось достучаться через железный занавес до сердец прославленных кутюрье. Сначала ее укутал в бледно-розовый лепесток-хитон Ив Сен-Лоран в балете Ролана Пети "Гибель Розы". Потом в нее просто влюбился Пьер Карден. Карден создал и подарил Плисецкой наряды для "Анны Карениной", "Чайки", "Дамы с собачкой", фильма-балета "Фантазия". На одном из своих творческих вечеров артистка, появившись в творении от Кардена, заставила разразиться Большой театр сумасшедшими аплодисментами. Это было уникальное по крою и линиям черное платье с зеленой атласной лентой, стягивающей змеей точеную талию первой леди балета. В повседневной жизни Плисецкая также щеголяет в туалетах от Кардена. И даже выступала как модель в дефиле, демонстрируя модные наряды, созданные другом Пьером. Мужское плечико между ног Недавно у Плисецкой появился еще один художник — феерическая Алла Коженкова. Она работала с Надеждой Павловой, Ольгой Ченчиковой, Галиной Шляпиной, одевала многие балетные постановки и драматические спектакли самого пластичного режиссера Романа Виктюка. Для Плисецкой Коженкова придумала несколько изысканных сценических нарядов. Это и огромнейшая во всю сцену юбка, в которую Плисецкую закутывают, словно в кокон; и веера, выполненные из зеркал. Коженкова про балетный костюм знает все, владеет всевозможными хитростями, с помощью которых может творить чудеса. Удлинить ноги и утончить талию балетным девочкам; слегка подтянуть бедра и соблазнительно увеличить выпуклости между ног у мальчиков. "Прежде чем делать костюм, я пробую ткань на вес, — рассказывает Алла Коженкова. — Подбрасываю и смотрю, как она летит. Ткань должна идти за музыкой, следовать в своем полете за дирижерской палочки. Есть и особые технологии при создании балетного костюма. Если мы делаем шопеновскую пачку, то каждый новый слой тюля должен быть чуть толще предыдущего. Чтобы пачка казалась из зрительного зала снежно-белой, ее нельзя делать только из белой ткани. Необходимо внутрь подложить один цветной слой — голубой или розовый. Существуют различные приемы, помогающие поднять грудь, поставить ее на место так, чтобы во время танца она не выпала из корсажа. Мужской костюм тоже таит некоторые пикантные секреты. Делала один балет, и вдруг солист говорит, что ему не нравится костюм. Не могу понять, почему, все смотрится неплохо, потом догадалась — ему не нравится гульфик, он был... слишком маленьким. И я попросила портниху вшить в проем между ног плечико. На следующей примерке артист надевает тот же костюм, но уже с вшитым в бандаж плечиком. "Стало гораздо лучше, — говорит он и тут же восклицает: "Но вы вставили женское плечико, а оно маленькое". Тогда мы вшили ему туда мужское плечико от пальто". Мечта во флаконе Высокая мода — не только дорогие туалеты и модная линия, но и те изысканные духи, та "мечта во флаконе", без которой сегодня немыслим ни один престижный Дом. И здесь столько балетных историй, столько драматургии, что все это так и рвется стать самостоятельным танцевальным спектаклем. Морис БЕЖАР в пятидесятые годы прожил несколько недель в Лондоне у балерины Марго Фонтейн. Марго обожала светские выходы, и Бежар сопровождал ее в разнообразные ночные заведения, бары и кабаре. "Она "с перебором" душилась духами "Мисс Диор", — вспоминает Бежар — Марго была лет на восемь старше меня, что не помешало мне влюбиться в нее. И с тех пор в течение долгого времени у меня дома стоял флакончик "Мисс Диор". Я капал несколько капель на носовой платок. Этот аромат был для меня: первое — Ею, Марго Фонтейн; второе — Танцем". F Духи "Мисс Диор" создал парфюмер Ваше, но запах оказался более стойким, чем у других тогдашних духов. Диор испробовал новинку на носах окружавших его женщин: швей, продавщиц, светских дам, и все в один голос заявляли, что запах отвратительный. Но Диор настоял на своем и выпустил "Мисс Диор" в мир. Успех превзошел все ожидания. Майя ПЛИСЕЦКАЯ пользуется только одним ароматом. Это духи "Бандит", созданные в Доме Робера Пиге. "Мне несколько раз хотелось сменить духи — ну что всю жизнь одно и то же? — признается балерина. — Но они мне не подходят!" F Духи "Бандит" сегодня можно купить лишь в США. Их придумала первая женщина-парфюмер Жермен Селье. Жермен любила краткие, острые, чувственные формулы. В аромате, созданном ею в 1944 году, где соединились шипр с нотками кожи, все это есть. Говорят, что основную тему "Бандита" она искала вместе с Робером Пиге на... лобках его моделей. У Николая ЦИСКАРИДЗЕ на сцене всегда один и тот же парфюм, духи "Частная коллекция" Эсте Лаудер. "Ими мама пользовалась, — говорит Николай, — они как воспоминание о том времени, о ней; когда танцую, то как будто она рядом и я танцую для нее". Сумочка из норки А можно выглядеть на сцене как от кутюр, если у тебя нет ни друга-кутюрье, ни средств, чтобы заказывать наряды модным художникам? Солисту Большого театра Дмитрию Гуданову это удается. Его Джеймс из балета "Сильфида" появляется на сцене в традиционном шотландском наряде с обязательной маленькой сумочкой, прикрепленной чуть ниже талии. Увидев эту сумочку вблизи, понимаешь, что она может вскружить голову самому изощренному моднику, так она изумительно хороша. И выполнено это маленькое чудо в мастерских Большого театра, где работают удивительные мастерицы. "Кто-то привез настоящую шотландскую сумочку из голубой норки, — рассказывает Гуданов, — инкрустированную металлом, с бубенчиками. По ее образу и подобию создавалась моя, сценическая. Это ручная работа, сумочка украшена вышивкой, норку для нее доставали тоже в мастерских". Но в своих дизайнерских исканиях Гуданов не ограничился сумочкой. В балете "Жизель", во втором акте, он появляется в роскошном плаще-накидке. Не в том обдерганчике, в котором сегодня выходят все премьеры, танцующие Альберта, а в длиннейшем черном плаще на фиолетовой подкладке. Гуданов нашел его все в тех же мастерских Большого театра, когда-то в нем блистал Александр Годунов. Эскизы костюмов к той давней "Жизели" принадлежат художнику Симону Вирсаладзе. О костюмах, которые придумал для новой, перекроенной Владимиром Васильевым "Жизели" кутюрье Юбер де Живанши, вспоминать не хочется. Да и не вспомнишь, настолько они никакие. Хотя предыдущая встреча Васильева с высокой модой была более успешной. Это балет "Золушка", одетый Домом моды Нины Риччи. F F F Какие имена, события, спектакли можно еще назвать? Известный французский художник Эрте, по национальности русский, одевал танцовщицу-стриптизершу Мату Хари, расстрелянную в 1917 году по обвинению в шпионаже. Лев Бакст плодотворно трудился над созданием вычурного облика прославленной мимистки Иды Рубинштейн. Ив Сен-Лоран одевал балетные и мюзик-холльные постановки Ролана Пети, создавал наряды для балерины Зизи Жанмер, а в 1993 году представил коллекцию от кутюр, посвященную памяти Рудольфа Нуреева. Шоу проходило под музыку из балетов, в которых когда-то выступал прославленный танцовщик. Балет — искусство контрастов. То он сбрасывает с себя все, поражая откровенной чувственностью нагого тела. А то с помощью художника-кутюрье изобретательно драпирует это тело. Но лишь затем, чтобы уже в следующее мгновение оно вновь предстало в своей обнаженной красоте. В этом капризном непостоянстве особая притягательность и сила балета.



Партнеры