ВСЕ ЭТО РОК-Н-РОЛЛ

25 августа 2000 в 00:00, просмотров: 712

40 групп, 70.000 зрителей, 30 больших шатров, 500 привезенных фэнами палаток, 4000 секьюрити, 300 аккредитованных журналистов, серьезных правонарушений и пострадавших нет, о количестве выпитого история умалчивает. Такова сухая статистика фестиваля "Нашествие", который два дня сотрясал подмосковное местечко Раменское. С учетом всей специфики проведения больших концертов в России можно сказать, что все прошло почти идеально. Еще можно сказать, что монополия "Максидрома" как единственного в стране значимого рок-фестиваля теперь нарушена. Первое "Нашествие" случилось в декабре прошлого года в Горбушке. Гулянка тоже длилась два дня, в ходе которых выступили десять групп, а в главных ролях значились Линда и Земфира. Было довольно весело, но не очень многолюдно, если не сказать кулуарно. Теперь совсем другое дело. По масштабности и размаху "Нашествие" №2 переплюнуло даже "Максидром", который уже несколько лет принято считать образцом столичной гигантомании. В соперничестве с "Максидромом" заключалась одна из интриг фестиваля Дело в том, что у обоих мероприятий одни и те же родители. Музыкальная идеология этих оглушительных акций на совести Михаила Козырева. Именно он, пребывая во времена оны программным директором радио "Максимум", придумал вместе с промоутерами Владимиром Месхи и Леонидом Ланда в 1995 году "Максидром", а потом, уйдя в генпродюсеры "Нашего Радио", дал жизнь "Нашествию" как явной альтернативе своему первому детищу, с которым волею судеб пришлось расстаться. Понятное дело, в этой ситуации встал щекотливый вопрос: "Кто кого уделал?", который "ЗД" и задала г-ну Козыреву по окончании "Нашествия". "В нише, где работает "Максидром", сейчас трудно сделать что-нибудь круче, — ответил Михаил Козырев. — Остается придумывать что-то свое, чем мы и занимались. Тем более что "RISE Music" делает и тот, и этот фестиваль. Правда, творческой частью фестиваля в Олимпийском (т.е. "Максидрома". — Прим. "ЗД") теперь рулят другие люди. Очень трудно избежать влияния личных черт характера на конечный результат. Если у руля стоят внутренне свободные люди, то все будет экстремально, а если консерватор, то рано или поздно будет плесень. Будущее покажет. Мне кажется, что по духу "Нашествие" свободнее "Максидрома", потому что на фестивале есть свежая кровь". Вудстока. Нет Вполне возможно, что свобода духа, которая отчасти была обусловлена свободой пространства и чистотой подмосковного воздуха в сочетании с немалой порцией свежей рок-н-ролльной крови (помимо маститых рок-авторитетов на "Нашествии" было полно новичков, о которых никто еще толком ничего не слышал), породила как у экспертов, так и у простых фанатов массу ассоциаций с Вудстоком. Фэны захлебывались от восторга, эксперты в основном язвили, что в 60-х был социальный протест и поэтому было круче. При этом никто из оценщиков на самом Вудстоке не был, да и само сравнение, надо сказать, совершенно абсурдное, потому как Вудсток похож на "Нашествие", видимо, в той же самой степени, что "Rolling Stones" на "ЧайФ" или Дженис Джоплин на Земфиру. Что касается устроителей "Нашествия", то они клянутся, что никаких амбиций относительно русского "Вудстока" у них не было. "Само сравнение уже приятно, — поведал Михаил Козырев. — Однако мы больше хотели ориентироваться на европейские фестивали. Вудсток — это идеология, а в том, что происходит в Рединге или Гластонберри (самые популярные фестивали в Англии. — Прим. "ЗД"), никакой особой политики или идеологии нет. Есть только правильный музыкальный дух, который мы и хотели создать". Акцент на злобу дня Как и следовало ожидать, любое благое намерение у нас можно реализовать ровно настолько, насколько позволят весьма специфичные обстоятельства российской жизни. "Нашествие", которое проходило в разгар спасательной операции в Баренцевом море, не стало исключением из этого правила, и в итоге "правильный музыкальный дух" все же обрел некоторый социополитический подтекст. "В ночь с субботы на воскресенье вокруг штаба стали виться озабоченные менты, которые сказали, что второго концерта не будет, потому что власти, видимо, отменят все развлекательные мероприятия, — вспоминает г-н Козырев. — В результате мы сняли ночную дискотеку, а второй день хотели провести совсем в другом ключе. Хотелось сказать всем собравшимся, что мы думаем о сложившейся ситуации, о том, что нас опять обманули и что власть по-прежнему не меняется. Наверное (именно в этом смысле), могло получиться некое подобие Вудстока, но мы решили не лить масла в огонь, тем более что на тот момент никакой четкой информации о реальном положении с лодкой не было". Впрочем, акценты расставил Паштет из "I.F.K.". Отчаянные московские радикалы и в самом деле пережили свой звездный час. После третьей песни под проливным дождем полуголый Паштет объявил: "Следующая песня посвящается тем, кто про...бал наших ребят на "Курске". Публика заревела от восторга и к концу выступления получила, наверное, годовой запас адреналина. Подобный прием не был исключением, и все тяжелые группы прошли просто на ура. Среди блаженного моря русского рока с экзотическими островками электроники в виде "Джуманджи" и "Ивана Купалы" альтернативщики выглядели жуткими неприступными скалами, вокруг которых и разгорелся основной ажиотаж. "Фантастическое по красоте выступление "ЧайФа" и зажигательное шоуменство Гарика Сукачева не стали для публики большим откровением, потому что этого всегда ждут, — поделился своими впечатлениями г-н Козырев. — Но чтобы огромная толпа знала наизусть все песни "Короля и Шута" или "Кирпичей", которых не выдерживает ни одно радио и тем более телевизионный формат... Это просто поражает". Соцрок — в массы? Точное объяснение страстям, разгорающимся вокруг, казалось бы, совершенно не массовой музыки, пока не найдено. Однако не исключено, что на голову нам того и гляди опять обрушится волна социального рока. Все говорит о том, что такая музыка умерла слишком рано и в данный момент действовать готово новое поколение обличителей, воспитанное уже на гранже и хип-хопе. "Я думаю, что "Кирпичи", "Green Gray", Дельфин, "Король и Шут", "I.F.K." и им подобные могут сделать для России то же, что гранж сделал в свое время для Америки, — прокомментировал г-н Козырев. — Для Америки подобная музыка была освежающим душем, адекватной реакцией на рейганомику. А уж в России всегда есть на что реагировать, тем более сейчас. На фестивале екатеринбургская команда "Сахара" отыграла очень злую кавер-версию "Шара Цвета Хаки". Каждая строчка актуальна. Ничего не меняется". Предвкушая начало новой социально-музыкальной битвы, "ЗД" надеется, что баталии будут проходить без привлечения сил ФСБ и Министерства культуры, как это было раньше. А пока не свистят пули, попытаемся при помощи организаторов "Нашествия" разложить по полочкам все позитивные и негативные стороны мероприятия. Плюсы n Никто не погиб, никого не госпитализировали, не было ножевых ран и переломов. n Выступили все 40 групп, заявленные в программе, причем, несмотря на разношерстность участников, никому не показали ни одного "фака". n Многие отмечают присутствие специфического духа мероприятия, благодаря которому создавалось ощущение, что находишься в нужном месте. Минусы n Обещанные матрасы, на которых можно было отдохнуть в специальных военных палатках, куда-то пропали по дороге в Раменское. n Указатели на дорогах, как, собственно, и сами дороги, могли быть получше. n Озверелые областные гаишники, заработавшие на год вперед.



Партнеры