КИСЛОТНАЯ МЕШАЛКА И ТОВ. КРУПСКАЯ

5 сентября 2000 в 00:00, просмотров: 608

"Прощай, Баку! Синь тюркская, прощай!" — печалился когда-то Сергей Есенин, расставаясь с шумным и красочным городом. Сегодня столица жизнерадостно говорит Баку: "Здравствуй!" В Московском центре искусств на Неглинной открылась выставка "Три огня. Баку в изобразительном искусстве ХIХ—ХХ веков" (организатор — инвестиционно-банковская группа "НИКойл). Почему три огня? Потому что три огненных нефтяных факела украшают герб Баку, отсюда и название выставки, и главная ее тема — нефть и все, что с ней связано, — нефтяные вышки, нефтепроводы, кислотные мешалки, нефтехранилища... Но вся эта грязная индустриальная проза живописно преобразуется художниками в высокую поэзию. И тогда обыкновенная железяка, коптящая небо ядовитым дымом, воспринимается как что-то сказочное; а уходящие далеко в море нефтяные вышки манят почти так же, как белеющий лермонтовский парус. Здесь соединились энергичная линия и пронзительный цвет. "Бухта Ильича" Надира Касумова словно подернута сиреневой дымкой; "Нефтепромысел" Константина Богаевского плавится от горячего желтого цвета, а в "Мазутном амбаре" Борис Яковлев яростно смешал и золото, и сирень. Но кроме нефти на выставке есть и другие, не менее увлекательные сюжеты. И первый из них — это, конечно, Баку, запечатленный Василием Верещагиным, Александром Боголюбовым, Александром Куприным, Таиром Салаховым. Все работы представлены известными музеями и картинными галереями страны, но есть на выставке и нечто такое, что нигде не выставляется. Например, плакаты Сергея Городецкого, созданные им для кавказского отделения "Окон РОСТа", принадлежащие журналу "Наше наследие". Портреты товарища Крупской и товарища Коллонтай, а также различные фольклорные мотивы, созданные известным акмеистом, добавляют восточной экзотике выставки особую революционную остроту.



Партнеры