АРТ ИЗ АУТА

16 сентября 2000 в 00:00, просмотров: 713

Два маленьких охотника, взгромоздившись на высоченные ходули, несут по африканской саванне убитого жирафа. Это одна из немногих художественных работ в зале, где я нахожусь, которая поддается описанию... По поводу остальных "текст слов" не получается. Вот, например, "Водяной". Фантасмагорическое существо, "стекающее" по листу бумаги. В "Гадком утенке" мозаика ломаных линий неожиданно складывается в чей-то едва угадываемый "лик". Волшебная "Рыба", полурастворившись в жемчужном пространстве, смотрит на зрителя человеческим глазом... Это не Сальвадор Дали, не сюрреалисты. Это экспонаты из коллекции Музея творчества аутсайдеров. Тех, кто оказался по ту сторону душевного или физического здоровья. Большинству из нас термин "аутсайдер" знаком лишь по спортивным репортажам. Пролистав "Толковый словарь" Ожегова, можно обнаружить, что этим словом обозначают тех, "кто, потерпев неудачу, выбыл из числа участников какого-нибудь дела, предприятия". Люди, работы которых представлены в экспозиции, действительно "выбыли" из нашего обыденного уклада жизни. Один из авторов, 23-летний Ярослав Швец, почти слеп и даже не различает цветов. Он рисует по интуиции, воплощая на бумаге свои космические фантазии. У Валентина Тарасова, работавшего плотником, в результате несчастного случая развилась патология, приведшая к потере памяти, однако его живописные работы, которые он начал создавать именно после этого, заслужили диплома университета искусств. Бывший электрик с Тамбовщины Михаил Коростелов практически полностью отказался от контактов с людьми. К таинству создания своих картин он приступает не иначе как облачившись в белые одежды... Еще в 1920-е годы некоторые психиатры стали собирать рисунки, картины, скульптуры, создаваемые их пациентами, чтобы использовать такие "опусы" в качестве своеобразной подсказки для уточнения медицинского диагноза. Однако вскоре нашлись ценители художественных достоинств подобных произведений. Для этого течения в изобразительном искусстве появились даже специальные названия: арт-брют, аутсайдер-арт. Творения живописцев и скульпторов "не от мира сего" начали коллекционировать. Ежегодно в Нью-Йорке проводится Ярмарка искусства аутсайдеров, кроме того, их лучшие работы в последнее время неоднократно продавались на знаменитом аукционе "Сотби'с" по весьма внушительным ценам. В мире насчитывается уже около 400 галерей и музеев аутсайдер-арта, но лишь один-единственный из них получил прописку в России — несколько лет назад в Москве был открыт Гуманитарный центр-музей творчества аутсайдеров. Сейчас в его фондах около 1000 произведений. Часть из них была передана сюда врачами-психиатрами, несколько картин сотрудники музея случайно обнаружили среди мусора на задворках больничных корпусов "Матросской Тишины"... А вот за "опусами" Тодора Тодорова пришлось ехать к нему в Болгарию. Этот пожилой человек построил в пустынной местности хижину, объявив ее храмом доброты на земле. Картины свои, написанные на обломках фанеры, на досках, Тодоров использовал для покрытия крыши и стен, однако часть этих странных творений он согласился отдать людям, приехавшим из далекой Москвы. Как утверждают специалисты, различные формы психических расстройств либо сознательный уход от мира по собственному желанию часто способствуют развитию у человека необычного художественного дарования, "подталкивая" его к созданию уникальных по стилю произведений. — Собствен ое творчество делает жизнь этих людей наполненной и яркой. Художники-аутсайдеры порой используют для своих работ всякие подручные материалы: осколки посуды, нитки, старые грампластинки, — рассказывает главный хранитель музея Анна Яркина. — А вот Евгения Хоменко, например, с помощью красок трансформирует в картины обычные черно-белые фотографии... Москвичка Роза Жарких в 46 лет перенесла сложнейшую операцию, сопровождавшуюся практически полным переливанием крови, и после этого женщина, никогда прежде не увлекавшаяся художественным творчеством, начала вышивать картины, создавать странные скульптуры... Причем большую часть своих произведений она складывала под кроватью в комнате. Поиски новых экспонатов для коллекции сродни археологическим раскопкам или фольклорным экспедициям: тут очень многое зависит от госпожи Удачи. Про ту же Розу Жарких сотрудники музея узнали случайно от кого-то из посетителей. А вот Розмари Кожи сама проявила инициативу и прислала из Америки бандероль со своими работами, в которых отражены "подсознательные" воспоминания о пребывании этой женщины (ей тогда было всего три года) в немецком концлагере... Несколько лет назад один из врачей рассказал сотрудникам музея об Александре Лобанове: этот глухонемой человек свыше 50 лет прожил в "психушке", отличался агрессивным поведением, но однажды ему догадались дать карандаш и бумагу, и буйный пациент затих, погрузился в творчество. Темой лобановских рисунков стали охотничьи сюжеты — результат неоднократных встреч и мимических "разговоров" Александра с его единственным приятелем — шофером больницы, увлекшимся охотой. Весьма специфическая графика Лобанова сейчас является украшением музейной коллекции, несколько раз устраивали даже персональные мини-выставки этого аутсайдера (именно на одной из них, состоявшейся в Ярославле год назад, Александру вручили общегражданский паспорт — первый в его непростой жизни). — Известных всему миру мастеров — Гогена, Тулуз-Лотрека, Ван Гога, у которых были замечены психические "сдвиги", тоже можно отнести к категории аутсайдеров? — Это совершенно не так! Какими бы психологическими аномалиями ни страдал каждый из них, все-таки они были связаны с миром профессиональных художников и создавали свои картины для показа на выставках, для продажи. А вот те, кто представлен в нашем музее, взяли в руки карандаши и кисти без всяких честолюбивых или меркантильных целей, подчиняясь только внутренней потребности в самовыражении и даже не догадываясь, что их "поделки" могут представлять художественную ценность. Между прочим, уже неоднократно мы замечали, как аутсайдер, чьи произведения взяли в музейную коллекцию, после этого "портится" — начинает работать уже на заказ, "ловить конъюнктуру" и в итоге теряет свою творческую индивидуальность. Сейчас московский музей творчества аутсайдеров после длительного "антракта" готовится открыть экспозицию в новом помещении, выделенном администрацией Восточного округа. Когда-то в этих стенах ютился заштатный магазинчик, теперь его подсобки и пара торговых залов приспособлены для показа странных, "наэлектризованных" эмоциями произведений. Еще в 1924 году Российская академия художеств по инициативе знаменитого мастера Василия Кандинского провела исследования так называемого искусства психопатологической экспрессии — проще говоря, творчества душевнобольных. Выводы были сделаны однозначные: "...Люди, кажущиеся на первый взгляд типами патологическими, являют собой истинное творчество. ...Лишь люди с неустойчивой нервной организацией идут впереди человечества и дарят нас своими интуитивными прозрениями".



    Партнеры