ПОЧЕМ НЫНЧЕ ПРОФИЦИТ?

16 сентября 2000 в 00:00, просмотров: 226

"Каков поп, таков и приход" — эта универсальная поговорка коснулась и российского бюджета-2001. Причем в буквальном смысле, ибо доходная часть проекта федерального бюджета РФ, рассчитанная правительством, оказалась заниженной как минимум на 150 миллиардов рублей! Или — 5,4 млрд. долларов США. Впрочем, на заседании подкомитета Государственной Думы по межбюджетным отношениям и консолидированному бюджету, состоявшемся 13 сентября (на котором присутствовал корреспондент "МК"), назывались и другие цифры: от 300 до 500 млрд. рублей... Отправляя свой проект бюджета в Думу, правительство, конечно, ожидало традиционной критики, но оказалось совершенно не готово к такой жесткости начавшихся атак. Наверное, сказалось общее мнение: дескать, нынешняя Дума более чем лояльна к Кремлю и Белому дому, а значит, "автоматом" поддержит их предложения. Не вышло. А началось все с того, что расходы на оборону увеличились в 1,5 раза. Всем казалось, что после "Курска" это будет воспринято обществом абсолютно спокойно. Общество действительно приняло увеличение оборонных расходов с пониманием. Но — в одну секунду ожили всевозможные лобби. Логика их понятна: если правительство может "прирезать" денег военным, то почему нельзя — культуре, образованию или металлургии?.. Иначе говоря, вслед за одной-единственной уступкой кабинета Касьянова зашаталась вся бюджетная конструкция. Сегодня Минфин с огромным трудом отбивает атаки на свои "бастионы" многочисленных депутатов и членов Совета Федерации. Один из основных вопросов, по которому пока не удается достичь согласия, — это мировые цены на нефть. Именно черное золото в следующем году будет приносить нашей стране наибольшие доходы. Так вот: по прогнозам большинства думских экономистов, средняя цена на нефть едва ли опустится ниже 23—24 долларов за баррель. Но правительство заложило в проект бюджета почему-то всего 18—19. Кроме того, думские экономисты почти хором утверждают, что в минфиновском варианте кроме нефти недооценена еще и инфляция (она тоже способна приносить государству дополнительные доходы). В этом году рост потребительских цен составил около 35—40% — и нет никаких предпосылок, что в 2001-м инфляция окажется ниже. Однако правительством запланировано только 12% ее роста! Неубедительными кажутся депутатам неналоговые доходы государства — например, дивиденды по акциям, находящимся в федеральной собственности, платежи государственных и муниципальных предприятий. В собственности России находятся акции более 3 тысяч акционерных предприятий с многомиллионными оборотами — но с этих АО государство получит, по мнению правительства, лишь 2 миллиарда рублей... Все это действительно трудно осмыслить. Прокомментировать ситуацию с бюджетом-2001 мы попросили заместителя председателя Комитета по бюджету и налогам ГД Виталия Шубу: — Виталий Борисович, вы депутат со стажем. Уже третий раз избираетесь в Думу. При этом вся ваша законотворческая деятельность связана именно с бюджетным комитетом. Сколько государственных бюджетов прошло через ваши руки?.. — Этот — восьмой. — Есть какие-нибудь отличия между тем, как ведется работа над бюджетом 2001 года, и тем, как это было в прошлые годы? — Кое-какие изменения, конечно, имеются. В 94-м году, например, правительство представило в Думу проект бюджета всего на полутора десятках листов. Бюджет-2001 — это уже 3,5 тысячи страниц. Знаете, с недавних пор в России появилась новая единица измерения — коробка из-под ксерокса. Так вот, нынешний проект занимает две такие коробки... — А из-за чего сейчас спорят правительство и депутаты? — Мы считаем, что правительство сознательно уменьшает многие бюджетные показатели и неверно строит прогноз развития экономики на 2001 год. Проиллюстрирую ситуацию на примере исполнения бюджета 2000 г. Планировалось, что в этом году ВВП составит 5 трлн. 300 млрд. рублей. Однако фактически получим — примерно 6 с половиной триллионов. В 2000 году мы собирались получить 797 млрд. рублей доходов. Однако все идет к тому, что доходы превысят 1 трлн. рублей... Видите ли, получая сверхдоходы, исполнительная власть получила уникальную возможность распоряжаться ими абсолютно бесконтрольно, не учитывая мнение законодателей. А это неправильно. — Какие основные параметры вы закладываете в бюджет будущего года? — Приведу только несколько цифр. Правительство считает, что объем ВВП в 2001 г. составит 7 трлн. 750 млрд. рублей, а доходы и, соответственно, расходы (бюджет планируется принять сбалансированным) достигнут 1 трлн. 193 млрд. рублей. Однако наша исполнительная власть перестраховывается. Судите сами: только за истекшие 8 месяцев 2000 года реальный рост ВВП составил более 7 процентов, а правительство при этом на весь 2001 год закладывает рост всего 4 процента. Я считаю, что ВВП доберется до 8 трлн. 100 млрд. При этом доходная часть бюджета может быть увеличена примерно на 100—120 млрд. рублей. Таким образом, рост ВВП в будущем году должен составить 5-6 процентов. — Предусмотрены ли проектом бюджета какие-либо меры по стимулированию инвестиций в российскую экономику? — Увы, нет. Более того, имеется проблема погашения кредиторской задолженности государства. Сумма, которую правительство планирует направить на эти цели — более 4 млрд., — явно недостаточна. — Как я понимаю, речь идет о деньгах, которые правительство задолжало оборонщикам и другим предприятиям, работающим на госзаказ... — Совершенно верно. Хочу подчеркнуть, что всего кредиторская задолженность государства сейчас составляет порядка 143 млрд. — А как дела обстоят с внешними долгами? — Думается, что будет довольно сложно договориться с Парижским клубом об отсрочке долгов, коль скоро цены на нефть остаются на высоте, а мы не устаем рапортовать о своих успехах: росте производства, увеличении сбора налогов, выполнении бюджетных показателей... Всего же на погашение внешнего долга планируется направить 243 млрд. рублей. Это примерно 20,3% от расходов бюджета. — Выходит, что наша экономика и в 2001 году будет работать на обслуживание внешнего долга, а вот обязательства перед своими гражданами правительство выполнять не спешит... Интересно, а какие суммы планируется направить на оборонный заказ? — Здесь ситуация более обнадеживающая. В 99-м году на оборонку планировалось направить 93 млрд.; в 2000-м — 140 млрд.; в 2001-м — 260 млрд. Надо отметить, что и финансирование правоохранительной деятельности будет увеличено: в 2000-м — 78 млрд., на следующий год — 127. — Похоже, что разногласия между законодательной и исполнительной властью достаточно значительны. Дискуссия обещает быть горячей... — А я верю, что в конце концов мы найдем общий язык с правительством. Показатели Бюджет 1999 г. факт Бюджет 2000 г. Проект бюджета 2001 г. утвержд. ожидаемая внесенный с учетом законом оценка в Думу уточнений Думы ВВП, млрд. руб. 4545,5 6450,0 6600,0 7750 8180 Темп прироста ВВП, % 103,3 105,5 107 104 105 Индекс роста потребительских цен, % 36,5 120 122 112 117—120 Доходы, млрд. руб. 615,5 797,2 1047,2 1193,5 1368,0* — % от ВВП 13,45 12,36 15,87 15,4 16,71 Расходы, млрд. руб. 666,9 855,1 985,1 1193,5 1303,8 — % от ВВП 14,67 13,26 14,93 15,4 15,94 Дефицит (-), профицит (+), млрд. руб. -61,3 -57,9 -62,1 0 +64,3 ________ * c учетом 15% НДС, ранее зачисляемого в бюджеты субъектов РФ (около 70 млрд. рублей в год).



Партнеры