ПЕРРОНЧИК ТРОНЕТСЯ, ВАГОН ОСТАНЕТСЯ

19 сентября 2000 в 00:00, просмотров: 311

Куда могут переехать московские вокзалы Каждый день на московские вокзалы приезжает до трех миллионов пассажиров. То, что они располагаются почти в центре города, для пассажиров привычно и удобно. Но у отцов города на этот счет появился особый взгляд. На недавнем заседании правительства Москвы мэр Лужков выступил с неожиданной инициативой — перенести вокзалы из центра к Третьему транспортному кольцу. А исторические здания вокзалов превратить в гигантские торговые центры. Москвичи и гости столицы, считают в мэрии, такому нововведению будут рады. С одной стороны, центр разгрузится от транзитных пассажиров, с другой — магазинов будет больше. Примерно по 0,6 кв. метра торговой площади на москвича. Но мнением ни москвичей, ни приезжих, ни даже железнодорожников власти не поинтересовались. Первый вопрос, который лежит на поверхности, — для "великого переселения вокзалов" потребуются астрономические затраты. "Если мы отдадим инвесторам вокзалы под торговые центры, они построят новые вокзалы там, где мы им укажем", — уверен мэр. — Инвестору придется заново отстроить не только дворцы-вокзалы, но и создать их мощнейшую инфраструктуру, — говорит начальник пассажирской службы Московской железной дороги Олег Прохоров. — А это более 20 моторовагонных и локомотивных депо, десятки пассажирских и технических станций, километры подземных коммуникаций... Такая реконструкция займет многие годы и, по самым скромным подсчетам, обойдется в сотни миллиардов рублей. Так что на быструю прибыль инвесторы вряд ли смогут рассчитывать. Впрочем, идея перепрофилирования вокзалов в гипермаркеты в мире не нова. Москва по мере сил старается следовать этой "мировой тенденции". Так, после реконструкции Казанского вокзала здесь появилась широкая сеть магазинов и предприятий различных услуг. Напротив Курского уже в следующем году откроется многофункциональный торгово-развлекательный комплекс с фешенебельными магазинами, гостиницами, кинотеатрами, многоярусной стоянкой. Переходы соединят торговый центр с возведенным к тому времени вторым этажом вокзала. Подобный комплекс будет построен и у Павелецкого вокзала. Но это лишь часть планов столичных властей по укрупнению торговли. В ближайшие 20 лет доля крупных торговых предприятий в городе возрастет с 32 процентов до 59. А общий объем торговых площадей достигнет 8 млн. кв. метров. По словам главного архитектора Москвы Александра Кузьмина, эксперимент с переносом вокзалов из центра если и начнется, то с Рижского или Савеловского вокзалов, которые принимают минимальное количество поездов дальнего следования. Причем Рижский (с него отправляются два-три поезда в день) в перспективе объединят с Курским, а Савеловский "отодвинут" к метро "Тимирязевская". Но у железнодорожников на сей счет множество возражений. — Переносить вокзал на три километра — какой в этом смысл? — недоумевают они. — Что мы от этого выиграем? Может, и лучше, и дешевле на "Тимирязевской" торговый центр построить? Кроме того, сегодня обсуждается возможность зарезервировать в Генплане три участка под строительство новых вокзалов — в районе строящегося делового центра "Москва-Сити", Рогожской заставы и у метро "Царицыно". Но... — Неподалеку от будущего Сити находится Киевский вокзал, к тому же это тот же самый центр города, — недоумевает Прохоров. — Слава богу, еще нет твердого решения переносить вокзалы. Пока больше вопросов, чем ответов. Например, какой инвестор согласится на столь дорогостоящую авантюру? Какой, наконец, реальный срок окупаемости проекта, если программа строительства гипермаркетов рассчитана на 20 лет? Да и уж слишком абсурдной выглядит эта затея. Что ж это получается: ради барахолки и памятники архитектуры можно в магазины превратить? (Семь из девяти вокзалов — архитектурные памятники. — Авт.) ...Девушка на базарной площади с мегафоном: "Дорогие москвичи и гости столицы, приглашаем посетить архитектурные памятники столицы — Казанский, Ярославский, Ленинградский... гипермаркеты". Может, это картинка из недалекого будущего?



    Партнеры