НЕ ПЕЙТЕ «ГИННЕСС» ЗА РУЛЕМ «СИТРОЕНА»

29 сентября 2000 в 00:00, просмотров: 301

Рубрика "Сударь" продолжает свою летопись о людях, сделавших мужской быт куда как легче и приятнее, — изобретателях самых простых вещей, без которых представить современную жизнь совершенно невозможно. Нашими героями уже были Генри Нестле, Юлиус Магги, Ади Дасслер и Ларс Магнус Эрикссон, а сегодня речь пойдет об Артуре Гиннессе и Андре Ситроене. Собственно говоря, первые тридцать четыре года жизни Артура Гиннесса покрыты плотнейшим покровом тайны. Многие предполагают, что он получил неплохое образование в соседней Британии и там же приобрел некоторый коммерческий опыт. Доподлинная же история начинается в 1759 году. Именно тогда Артур Гиннесс вернулся в родную Ирландию и заключил договор об аренде пивоварни Марка Рэйнсфорда, что на Сент-Джеймс-стрит в Дублине. Сделка была не самой разумной — по крайней мере соседи думали именно так. В то время в ирландской столице было около семи десятков пивоварен, и дела у них шли не ахти: горожане предпочитали слабому элю более убойные виски и джин. К тому же пивоварня Марка Рэйнсфорда выставлялась на продажу уже в течение десяти лет, и ни одного дурака купить ее не находилось. Собственно, Гиннесс тоже ее не покупал, а заключил договор аренды сроком на (внимание!) девять тысяч лет — по 45 фунтов в год. За несколько лет до этого в лондонских пабах появилось куда более забористое пойло — портер. Это более темное и крепкое пиво получило свое название из-за особой любви к нему швейцаров Ковент Гардена. Наверное, любили его не только швейцары и не только этого знаменитого зала, но на скрижалях истории остались именно они ("портер" — в переводе и есть "швейцар"). Вот Артур Гиннесс и сосредоточил свои усилия на внедрении на родине нового пива. Ирландцам оно пришлось по вкусу, и дела пошли куда лучше. Но современный "Гиннесс" — это совершенно другое пиво, и его происхождение опять же доподлинно неизвестно. По официальной версии, Артур Гиннесс придумал рецепт своего пива после посещения многочисленных лондонских пабов. В каждом из них предприниматель пробовал местные напитки и таким образом вывел собственный рецепт, получивший впоследствии его имя. Но существует и другой вариант этой же истории. Однажды Гиннесс ехал из Лондона в порт Холихед, где должен был пересесть на корабль, идущий в Дублин. За день добраться до побережья он не смог, а потому заночевал в деревеньке в Уэльсе. Местная гостиница существует до сих пор и называется "Йэити", что на валлийском языке значит "Место для отдыха". Соседняя же таверна называлась в то время "Гвин Ду", то есть "Черное Вино". Собственно, это черное вино, по мнению валлийских историков, и есть прародитель самого популярного современного пива. n n n Андре Гюстав Ситроен родился 5 февраля 1878 года в довольно обеспеченной французской семье (истории о том, что это имя взял эмигрант из Одессы Моня Цитрон, абсолютно несостоятельны). Образование он получил в самом престижном парижском техническом вузе — Политехнической школе — и уже в 1902 году, сразу после военной службы, организовал свое первое предприятие. С автомобилями оно связано не было, а занималось производством шестерен. Дело в том, что где-то в Польше Ситроен совершенно случайно обнаружил подобие шестерни с V-образными (шевронными) зубьями и тут же взял это нововведение на заметку. Во Франции он шевронную шестерню запатентовал, а в качестве эмблемы предприятия взял два шеврона. Что интересно, отделение его предприятий было и в России: в Лефортове действовал завод товарищества под названием "Шестерня-Цитроен". В 1907 году Андре обратил свое внимание на автомобильную промышленность и был приглашен на завод братьев Морс. Как человек невероятно активный он развел такую рекламную кампанию, что за несколько лет выпуск автомобилей увеличился в десять раз. Этому способствовало не только умение Ситроена организовать рекламу, но и внедрение в Европе достижения Генри Форда — конвейера. Но в полной мере Ситроен реализовал свой талант после войны. За четыре месяца он построил современную фабрику и стал выпускать автомобили, совершившие революцию в промышленности. Уже первая же модель Ситроена — "Тип А" — поразила огромным количеством нововведений: полностью металлический кузов, штампованные колеса, электрический стартер... Дальше — больше: Ситроен первым в мировом автомобилестроении использовал несущий кузов, передние ведущие колеса, резиновые прокладки под опоры двигателя, торсионную подвеску всех колес и еще сотни мелочей. Его автомобили были настолько современными, что их не хотели покупать в Америке. Консервативные янки требовали, чтобы машина была сделана на деревянной раме и обшита металлом, а передние ведущие колеса были просто высмеяны ими, так что эту идею забросили на несколько десятилетий... Обанкротился же Ситроен исключительно из-за любви к рекламе и азарту. Производя самые современные на то время автомобили, он постоянно устраивал всевозможные ралли-рейды для привлечения внимания. Стоило это невероятных денег, а большой отдачи не было. К тому же Андре был большим поклонником рулетки: за ночь мог просадить целое состояние, а напоследок подарить крупье новую машину (это был любимый жест промышленника). Такое мотовство привело к тому, что в 1934 году Ситроен потерял контроль над своим предприятием, а в 1935-м — умер без сантима за душой.




Партнеры