ЧИНИМАЯ ТВЕРДЬ

2 октября 2000 в 00:00, просмотров: 218

АВТОБАН -И шампанское еще о него надо разбить. На счастье, чтобы пьяные не бились. Один, правда, вчера уже разбился, — такие реплики можно было услышать на днях близ Можайска, как раз в тот момент, когда игумен Лужицкого монастыря отец Борис освящал новый мост через Москву-реку. Мост построен приблизительно в трех километрах от Можайска, в поселке МИЗ — Медико-инструментального завода. Он замкнул собой дорогу, соединяющую две магистрали — на Бородино и на Тверь, и позволил основательно разгрузить движение в Можайском районе. Конечно, Москва-река у Можайска — это совсем не то, что Москва-река у ЗИЛа. Она берет начало сравнительно недалеко и потому довольно узка — метров сорок в ширину, и дно хорошо видно сквозь неглубокий слой воды. И все же почти стометровый мост — стройный, с синими перилами — смотрелся вполне прилично. Неподалеку расположился старый мостик, "на колышках". Ему за пятьдесят, и специальная комиссия будет определять его возможности: вероятно, сойдет как пешеходный. Все было как надо: областной губернатор Громов, разрезающий ленточку, представительный игумен со святой водой, общественность, которой собралось ровно столько, чтобы занять оба края моста... Для шампанского, правда, нашли лучшее применение: накрыли столы и угостили собравшихся "по чуть-чуть": кому шампанского, кому водочки (игумен выбрал последнее). По мосту торжественно прошла тяжелая техника, а все прошагали ей навстречу под духовой оркестр. Новое же здесь было одно: мост был полностью сооружен подмосковными дорожниками, без привлечения фирм из иных регионов. "Пустячок, а приятно": в наши времена всеобщей повальной немощи регион что-то берет на себя. И потому в довольно скромной на самом деле процедуре празднования чувствовалось нефальшивое. Кольца "очковой змеи" ...Дорожный "паук" Московской области "соткал" к настоящему времени около 25 тысяч километров "паутины", которую можно разделить на несколько сетей. 2800 километров составляют дороги федерального подчинения. Это важнейшие магистрали: одиннадцать выходов из Москвы и два бетонных кольца, большое и малое. По преданию, впервые эти кольца начертил на подмосковной карте циркулем Лаврентий Павлович Берия на самом закате своей государственной деятельности и жизни. Кольца строились как сугубо военные "рокадные" дороги, предназначенные для движения ракетно-зенитной техники, и больше ни для чего: до середины шестидесятых годов их даже не было на несекретных картах. Затем кольцевые дороги постепенно втянули в гражданский оборот. По некоторым направлениям сегодня проходят федеральная трасса и ее областной "дублер". Скажем, дорога Москва—Рига и Волоколамское шоссе, дорога Москва—Минск и Можайка, дорога МКАД—Серпухов и старое Симферопольское шоссе. Областные дороги идут по населенным пунктам. Федеральные строители неплохо развернулись в 1995—97 годах, взяв крупный заем Всемирного банка (львиная доля из 300 миллионов долларов, одолженных на развитие дорог, пришлась на федеральные трассы Московской области). Венцом этих великих строек можно считать участок МКАД—Кашира автомагистрали "Дон" — бывший советский долгострой, завершенный в прошлом году. Однако государство запустило дорожный ремонт. И нынешнее состояние федеральных трасс не блестящее, особенно на кольцах. Как хотелось бы перевести на них поток транзитных машин с МКАД! Это разгрузило бы центр, большие массы выхлопных газов переместились бы туда, где им гораздо проще рассеяться, но пока "инфраструктура" не позволяет. "Толстый" и "тонкий" Подмосковная же власть делала упор на ремонт и реконструкцию "своих" дорог, которых около 20 тысяч километров, включая почти 14 тысяч загородных и 6 тысяч в городах и поселках. Между ними большая разница. Дорогами общего пользования, то есть загородными, занимается организация "Мосавтодор", расходующая средства Территориального дорожного фонда. И в целом именно областные дороги общего пользования сегодня лучшие в Подмосковье. Из 14 тысячи километров 11,5 тысячи — асфальтовые, 1600 — щебеночно-гравийные и около 900 километров — грунтовые, но это все-таки не проселочные дороги, а шоссированные, с дренажными канавами по обочинам. 38% дорог общего пользования находится в хорошем состоянии, 25% нуждается в "ямочном" ремонте, и более 36% — в капитальном ремонте и реконструкции. Гораздо хуже с дорогами в подмосковных городах и поселках. Дело вот в чем: в отличие от "толстого" "Мосавтодора", ими до самого последнего времени занимался "тощий" "Мособлдор" — организация, которая к средствам дорожного фонда доступа не имела. Финансирование этих дорог прописано отдельной строкой в областном бюджете, и строка эта, увы, была всегда короткой. Результат ужасен: в срочной реконструкции нуждается более 2600 километров городских и поселковых улиц, 88 мостов и путепроводов, а "Мособлдор" должен строителям более 200 миллионов рублей. С точки зрения водителя, подмосковная дорожная сеть имеет "лоскутную" структуру: можно с осторожностью проехать по бетонному кольцу, с удовольствием свернуть на хорошую областную трассу, а затем отчаянно "запрыгать" по выбоинам в уездном городишке. Новая администрация Бориса Громова сумела существенно помочь городским дорогам. В жизнь проводится губернаторская программа "Дороги". Их полным ходом ремонтируют в Балашихе, Люберцах, Серпухове, да и во всех городах, где еще недавно водители ездить просто отказывались. Откуда на это берутся деньги? Сейчас идет постепенная реорганизация "Мосавтодора", призванная культурно "переварить" "Мособлдор" ко всеобщей пользе. 700 километров главных улиц, по которым регулярно ходят автобусы, в нынешнем году решено принять в сеть общего пользования, из них уже принято 580 километров. Теперь они приобщены к дорожному фонду, а за счет этого стало полегче и прочим городским улицам: скудный "пирожок" из областного бюджета полностью принадлежит им. К тому же, когда "Мособлдор" станет одним из подразделений "Мосавтодора", можно будет сократить и управленческие расходы. Дороем ли туннель? Из того, что было построено или достраивается сейчас на дорогах областного подчинения за последние три года, можно выделить объекты выдающиеся: — путепровод у станции Хрипань. Здесь пересеклись Егорьевское шоссе и Казанское направление МЖД. Пробки на переезде достигали пяти километров в длину. Теперь вздохнули с облегчением: автомобили идут по мосту; — новый мост через реку Пахру в Подольске, своего рода "ворота в город"; — связка Носовихинского и Горьковского шоссе у станции Кучино. Сейчас там одна дырка в насыпи, через которую идет реверсивное (то есть поочередное) движение, регулируемое светофором. К декабрю откроются два изолированных туннеля; — туннель на въезде в Сергиев Посад. Пожалуй, наиболее грандиозный проект. Здесь тоже позарез нужно избавиться от переезда, но путепровод не годится: Сергиев Посад — город-памятник, и современные мосты над ним возвышаться не должны. Решено соорудить открытый туннель, где на разных уровнях пройдут железная дорога и шоссе. Планируется открыть к концу 2001 года, но все упирается в деньги. Туннели вообще стоят очень дорого: "проходка" и необходимость сложных инженерных сооружений, водоотводных и т.п. Финансовая выбоина В целом в области ремонтируется около двух тысяч километров дорог в год при объективной потребности в три тысячи. Денег все-таки не хватает. Между тем над дорожным хозяйством нависла новая опасность, и связана она с передовыми методами в экономике. Новый, либеральный Налоговый кодекс РФ предписывает резко сократить все налоги с оборота, а к ним-то и относятся сборы в дорожный фонд! Промышленники обещают благодаря этому изготовить гораздо больше товаров, на что дорожники возражают: а по чему мы их перевозить будем? Решения, конечно, будут искать, дорожники станут требовать компенсаций из федерального бюджета, но много ли они получат, заранее угадать невозможно. Так что счастливого пути!




Партнеры