СЕМЕРО СМЕЛЫХ

Не секрет, что именно благодаря строителям Москва сегодня чувствует себя относительно благополучно. Столичный стройкомплекс всегда считался своего рода локомотивом, который тянул за собой все остальные отрасли нашего мегаполиса. Во-первых, это рабочие места для более чем 700 тысяч человек. Во-вторых, это деньги для московского бюджета. Причем — немалые. Продавая коммерческое жилье, городские власти пускают вырученные средства на строительство новых объектов. И не только "крупнокалиберных" — вроде Третьего транспортного кольца. А и для возведения бесплатного жилья для очередников и переселенцев из пятиэтажек. И вот не так давно в городской градостроительной политике произошли весьма важные перемены: крупнейшие застройщики столицы объединились в Московский строительный союз. Для чего это было сделано? Какие изменения грядут в этой отрасли городского хозяйства? На эти вопросы мы и попытаемся дать ответ... В начале 90-х годов столичный стройкомплекс переживал не лучшие времена. Городской бюджет оказался неспособным оплачивать возведение хоть сколько-нибудь крупных объектов. Нет денег — нет заказов. Строительные организации начали потихоньку вымирать. И тогда власти придумали одну штуку: создали Департамент внебюджетного планирования строительства Москвы (ДВПС). Чиновники этого подразделения занимались тем, что привлекали в строительство заемные средства из банков. Затем, получая в свое распоряжение часть построенного жилья, департамент продавал его по рыночной стоимости, гасил кредиты и финансировал новые объекты. Схема заработала. И все были довольны. Но чем лучше трудились строители, тем больше процветал департамент. По идее эта структура задумывалась для финансирования дорогого, элитного жилья. Но постепенно департамент превратился в своего рода монополиста, посягнув и на районы массовой типовой застройки. Дошло до того, что "внебюджетники" стали проводить тендеры на строительство в районах-новостройках. Это было не самой умной идеей. Московским домостроительным комбинатам, обладающим ноу-хау на выпуск заказанной городскими властями серии домов, приходилось соревноваться... самим с собой. Но об этом — чуть позже. Превратившись в финансового хозяина, департамент быстро смекнул, как повыгоднее распоряжаться оказавшимися у него деньгами. Со строителями стали расплачиваться с опозданиями. Но эти "шалости" сходили с рук. Ведь на средства внебюджетников существовал не только стройкомплекс. А потом случился кризис. И с "живыми" деньгами стало совсем худо. Москве надо было сохранить финансовое "лицо" — продолжать платить кредиторам по многочисленным займам. В этой ситуации было не до строителей. Их перевели на вексельный "паек" с 3—10-месячным сроком погашения. Дескать, вы стройте-стройте — мы вам заплатим потом, если вы захотите. А вместо денег возьмите бумажку... Городской заказ перестал быть выгодным для строителей. Они были вынуждены возводить дома фактически за свой счет, получая деньги от "внебюджетников" постфактум, то есть после окончания работ. Но ведь строительные организации должны были расплачиваться и со своими подрядчиками, которые физически не могли ждать денег за выполненную работу месяцами. Департамент в таких случаях делал "любезность": покупал у строительных организаций свои же векселя, но только со скидкой в 15—20 процентов. Короче говоря, такая финансовая политика привела к тому, что локомотив городской экономики превратился в "паровоз, стоящий на запасном пути". Главной разменной монетой между партнерами по строительству также стали векселя или квартиры. Поставщики стройматериалов и оборудования (эти капиталовложения засчитываются как инвестиции), обращая в "живые" деньги бумажные расписки и теряя на них пятую часть вложенных средств, покрывали свои убытки, взвинчивая цены на продукцию. Таким образом доля стоимости стройматериалов в проектно-сметной документации становилась неприлично высокой. И как следствие — росли цены на жилье. Получался замкнутый круг. Мэр и главный строитель Ресин справедливо требовали снижать себестоимость квадратного метра. Строители даже при всем своем желании не могли этого сделать. Они и так сидели в долгах как в шелках. "Внебюджетники" же продолжали проводить полюбившиеся им тендеры (якобы заботясь о чистоте рынка). А по сути заставляли ДСК понижать и без того урезанные расценки на строительство. И настал такой день, когда строители дошли до ручки. Организации, ежегодно возводящие почти два миллиона квадратных метров жилья (60 процентов от всего объема городского строительства), оказались заложниками своих "спасителей". Тогда Михаил Чернэ (руководитель крупнейшей строительной компании "Мосстроймеханизация-5"), образно выражаясь, ударил кулаком по столу и сказал: "Доколе?!". Идея о "свободном плавании" возникала у него и раньше. Но для ее осуществления необходима была поддержка высших лиц мэрии, в частности Лужкова. И наконец мэр и его команда приняли прямо-таки революционное решение: поддержать создание Московского строительного союза (МСС). В него вошли крупнейшие городские застройщики: "Мосстроймеханизация-5", ДСК-1, ДСК-2, ДСК-3, СУ-155, "Мосфундаментстрой-6", СУ-38. Финансовым партнером по союзу станет Русский национальный инвестиционный банк (структура, близкая к вице-мэру Валерию Шанцеву). Таким образом, МСС получил право самостоятельно инвестировать возводимые ими объекты городского заказа без посредничества Департамента внебюджетной политики строительства. В обмен на свободу члены союза пообещали ежегодно отдавать в фонд бесплатного муниципального жилья до 40 процентов квартир. Так, может быть, избавившись от посредника в лице ДВПС, московские строители начнут снижать цены на квартиры в типовых многоэтажках? Как объяснила Ирина Сергеева, один из директоров ДСК-1, к сожалению, этого сразу ожидать не приходится. Слишком много объективных факторов говорит о том, что жилье пока будет дорожать. Прежде всего новых квартир в городе явно не хватает (те же ДСК говорят о том, что у них все коммерческое жилье покупают еще на стадии строительства). Ежегодно возводимых 3,5 миллиона квадратных метров слишком мало, чтобы выполнять все городские программы, связанные с переселением. Надо хотя бы миллионов пять. Удешевление квартир после августовского кризиса привело к тому, что они стали доступными для той категории горожан, которые годами копили на новое жилье. Они не стали ждать, пока цены упадут еще, и начали активно покупать. Появились и другие обеспеченные люди, которые смогли заработать на кризисе. Так или иначе, но профессиональные участники рынка поняли, что цены нужно держать и даже поднимать. Широко разрекламированная ипотека пока так и остается мечтой для большинства горожан. Дело в том, что, по признанию самих строителей, "она нам сегодня просто невыгодна". На этом плохие новости заканчиваются. Теперь о хорошем. По словам Михаила Чернэ члены союза собираются строить до 2 миллионов квадратных метров жилья, 400 тысяч из которого — муниципальное, для очередников. Ирина Сергеева, в свою очередь, надеется на то, что пройдет год-два, союз окрепнет как самостоятельная единица, канет в Лету система векселей и взаимозачетов квартирами, и цены на жилье начнут падать. А лет через пять в Москве должна в полную силу заработать ипотека, механизм которой сегодня вовсю отрабатывают как раз в ДСК-1. Наверное, тогда мы с вами сможем улучшать свои жилищные условия ровно настолько, насколько позволяют наши возможности. Приблизительно так, как это происходит во всем мире. Без всякой оглядки на политику и правительство. "Мосстроймеханизация-5". В "деле" с 1967 года. Особо прославилась тем, что в невероятно короткие сроки ликвидировала Братеевскую свалку (5,5 миллионов кубометров бытового мусора) и расчистила Люблинские поля аэрации. Обладает уникальным техническим парком, насчитывающим более 2,5 тысячи современных машин и механизмов. В 1999 году организация сдала около 400 тысяч квадратных метров жилья. Домостроительный комбинат-1. С 1961 года является крупнейшим строительным концерном страны. Ежегодно сдает свыше 1 миллиона квадратных метров, что составляет до 40 процентов от всего строящегося в Москве жилья. Причем делает это ускоренным методом. ДСК-1 монтирует в течение рабочего дня одну этажную секцию, что втрое превышает существующие нормы. Таким образом ежедневно сооружается до 80 новых квартир. Домостроительный комбинат-2. Создан в 1962 году. С тех пор его коллективом сдано 1190 жилых домов, в которых насчитывается 11437759 квадратных метров. Дома, выстроенные ДСК-2, можно встретить в любом районе Москвы: Кунцеве и Выхине, Солнцеве и Строгине, Ясеневе и Тушине... Домостроительный комбинат-3. Существует вот уже 37 лет. За это время выстроил 280400 квартир. В составе ДСК — крупнейший и оснащенный самым современным оборудованием завод ЖБК. Ежегодно возводит до 400 тысяч квадратных метров жилья в домах новой улучшенной серии П-3М. Строительное управление №155. Организация, специализирующаяся на работах "нулевого" цикла и прокладке инженерных коммуникаций. Сейчас успешно справляется с ролью заказчика, инвестора и генподрядчика "в одном флаконе". Принимает активное участие в реализации городской программы расселения пятиэтажек. "Мосфундаментстрой-6". Обеспечивал работы "нулевого" цикла на сооружении жилых домов. Эта организации была генподрядчиком на застройке Крылатского, Бирюлева, Чертанова, Отрадного и других районов. Сегодня помимо "нулевки" ежегодно осваивает более триллиона рублей, возводя 35—40 семнадцатиэтажных жилых корпусов. С 1996 года занимается и монолитным домостроением. Строительное управление №83 "Мосфундаментстрой". Помимо работ на "нулевом" цикле с подключением инженерных коммуникаций ежегодно возводит около 250 тысяч квадратных метров жилья. Строители освоили технологию монолита. В Митине строили монолитно-кирпичные дома, относящиеся к элитным. Стоимость 1 квадратного метра в панельных новостройках Метро 1-комн. кв. 2-комн. кв. 3-комн. кв. Центр 743 838 1 059 Войковская—Речной вокзал 613 606 608 Белорусская—Сокол 724 774 724 Владыкино—Алтуфьево 579 616 581 Проспект Мира—ВДНХ 705 677 736 Комсомольская—Ул.Подбельского 655 640 659 Измайловская—Щелковская 587 631 577 Курская—Измайловский парк 589 591 589 Пл.Ильича—Новогиреево 584 679 665 Текстильщики—Выхино 579 554 551 Таганская—Волгоградский пр-т 650 655 762 Варшавская—Красногвардейская 554 552 542 Павелецкая—Каширская 615 642 598 Каховская—Пражская 592 587 614 Парк культуры—Юго-Западная 699 700 749 Киевская—Кутузовская 753 755 720 Тушинская—Планерная 597 616 617 Область 351 326 335

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру