СОННОЕ ЦАРСТВО,

По осени считают не только цыплят. На пору, когда граждане заканчивают консервировать огурцы и помидоры и начинают консервировать дачные домики, обычно приходится сбор телеурожая нового сезона. Вчерашние огородники погружают радикулитные спины в мягкие кресла, включают подзабытый за лето ящик и, довольные, потребляют улучшенный и обновленный телерепертуар. Такова традиционная осенняя городская идиллия. В этом году идиллии не состоялось: слишком бурно и неожиданно началась телевизионная осень. Сначала горела башня, и первые передачи нового сезона полыхнули синим пламенем вместе с кабелями и фидерами. Потом один шустрый олигарх решил поделить между интеллигентами свое телецарство, и премьеры второй недели сентября поблекли перед цирком: "А вот кому акции!" Не успели зрители перевести дух, как инициативу перехватил другой олигарх, который, наоборот, акций никому отдавать не хотел и призывал всех людей доброй воли забыть о развлечениях и встать грудью на защиту свободы слова. Даже при всех этих коллизиях и позиционных войнах у осенних телепремьер еще оставался шанс на зрительское внимание — но, в довершение всего, грянула Олимпиада. Да не просто Олимпиада — последние Игры тысячелетия, великолепно подготовленные и очень драматичные для наших спортсменов. Телевизионщики, несомненно, почуяли в ней угрозу и старательно рассовали сиднейские репортажи по самым неудобным временным промежуткам — но и это не помогло: зритель Олимпиаду смотрел даже с риском не выспаться и опоздать на работу. Все кончилось в одночасье: закрылись Игры, олигархи отползли зализывать раны, телевещание восстановили... И когда рассеялся дым, оказалось, что телевизионная осень прошла, не успев начаться. Момент, когда обалдевшего от переезда в город дачника можно было брать голыми руками, был бездарно упущен: вместо того чтобы приманить зрителя к телеэкрану, бурный сентябрь его попросту утомил. Впрочем, жалеть тут не о чем: некоторые телепремьеры только и можно смотреть в безразлично-отрешенном состоянии. Иначе разочарование окажется слишком велико. n n n Недавно я наткнулась на поистине замечательную рекламу. Объектом ее был Институт повышения квалификации работников ТВ и радиовещания, где, как заверил голос за кадром, "умные и красивые люди становятся работниками телевидения". Данный текст вызвал у меня одновременно облегчение и праведный гнев: с одной стороны, я получила наконец ответ на вечный вопрос: "Откуда ж они такие берутся?"; с другой — страшно было представить, какими бесчеловечными методами умных и красивых превращают в тех, кого мы ежедневно лицезреем на экране. Канал ТВ-6, судя по всему, отправляет своих сотрудников на переработку в ИПК в обязательном порядке; очередной жертвой пал Петр Фадеев — тот, что когда-то на пару с Анастасией Соловьевой вел передачу "Те кто". После закрытия проекта Соловьева отправилась раздевать знаменитостей, Фадеев же на некоторое время исчез из вида и этой осенью вернулся в качестве ведущего "Петерс-поп-шоу". Как явствует из названия, налицо некоторая мания величия — не всякий назовет своим именем программу; при просмотре выясняется, что дело обстоит еще серьезней: за правильные ответы на вопросы участники получают не очки, а петерсы. Петерсы выдают скупо, по одному-два, что и неудивительно, ибо ответы на вопросы, которые задает игрокам Фадеев, даже в петерсах стоят недорого — к примеру, опознать по фотографии Юрия Шевчука или Марата Сафина. Впрочем, ощущение дешевизны исходит не только от вопросов, а буквально от каждого составляющего программы. В качестве призов выдаются майки с логотипом радиостанции "Серебряный дождь" (очевидно, ТВ-6 не может себе позволить выпустить свои фирменные сувениры), попытки ведущего шутить нагоняют зевоту... А главное, при всем царящем на "Петерс-поп-шоу" культе личности сам Фадеев выглядит уцененным Валдисом Пельшем: те же жесты, та же манера выпевать слова — разве что блестящей жилетки не хватает. Да еще хотя бы капельки динамичности в до одури скучной передаче. Зрительский интерес, по замыслу авторов, должны были пробудить требуемые от каждого участника рассказы о встрече с какой-нибудь знаменитостью; тут-то и проявился главный просчет. Благо эксперимент получился чистый: игроками выступили ведущие MTV-Россия, у которых этих встреч со знаменитостями случалось немерено, так что было из чего выбрать историю поинтереснее. Кривляние и ломание MTV-шников даже в чужой студии — тема отдельная, но они, похоже, честно пытались припомнить что-нибудь забавное. И в результате выдали такую чушь, что и пересказывать стыдно. Потому что истории из разряда "Ваще прикол, иду я тут весь такой красивый по улице, а навстречу, прикинь, Пол МакКартни!!!" могут, конечно, скрасить приятельскую беседу (да и то вполне определенного толка), но для передачи на всю страну, мягко говоря, не подходят. Для того же, чтобы пообщаться со знаменитостью более содержательно, нужно быть человеком несколько иного склада, нежели ведущие MTV, и такие люди, боюсь, не пойдут на "Петерс-поп-шоу" — игру, где отсутствует азарт, а игрок, выбывший из соревнования, только радуется, ибо скорее попадет домой. По большому счету, и разговаривать о такой передаче было бы незачем — все равно существовать ей недолго, это видно невооруженным глазом. Проблема в том, что ей на смену придет другая, точно такая же, и конца-края этой скуке смертной не видно. Еще лет пять назад на нашем ТВ существовали и "Поле чудес", и "Угадай мелодию", и "Акулы пера" — каждый может продолжить список развлекательных передач, которые пусть не отличались тонким вкусом и многих раздражали, но по крайней мере были живыми. Иных уж нет, другие состарились и выработали ресурс — а новой развлекаловки, не то что лучше, но хотя бы не хуже прежней, нет как нет. Один Дибров со своей передачей "О, счастливчик!" — а вокруг тишина и мертвые с косами стоят. Оно и понятно: телевидению не до развлекательных передач, когда в стране такое интересное время и есть повод поговорить о роли себя, любимого, в истории. Передачи такого рода, конечно, тоже можно воспринимать как развлекательные. Только юмор получается несколько специфического толка.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру