ЗАЧЕМ ПИРАТАМ ПАРТБИЛЕТЫ?

9 октября 2000 в 00:00, просмотров: 260

Начало восьмидесятых. Ближнее Подмосковье. В раскинувшемся на лесной опушке пионерском лагере наблюдается веселый переполох. По чахлым аллеям носятся обезумевшие дети и, задыхаясь от нетерпения, сообщают друг другу умопомрачительную весть: "Пиратов" привезли!" Вечером в лагерном кинотеатре наблюдается вавилонское столпотворение, а на следующее утро пионеры и пионерки принимаются дубасить друг друга руками и ногами с непременным боевым кличем "кия!". "Пираты XX века" произвели фурор в привыкшем к рафинированным киногероям обществе. Первый советский боевик, снятый по классическим голливудским лекалам, стал настоящим откровением для обывателя. И хотя сегодня на афише "Пиратов" можно смело написать "фильм — детям", тогда лента побила все рекорды посещаемости за всю отечественную историю. Спекулянты просили за билеты по 15 рублей вместо 15 копеек. Огромная страна открыла для себя новый киножанр. Об этом и о многом другом рассказывает режиссер "Пиратов XX века" Борис Валентинович Дуров. ы гордитесь тем, что сняли самый раскрученный в народе фильм? — Еще и "Вертикаль" есть. — Это понятно, но все-таки "Пираты" отложились в сознании граждан более ярко. Тем более и снят он был гораздо позже. — Мы изначально на это и рассчитывали. В конце семидесятых кассовые сборы резко упали. А кино, как-никак, все-таки приносило государству довольно большие деньги. И наши руководители, которых я всегда считал безмозглыми людьми, тут же зашевелились и всех нас удивили, сказав: "Друзья, давайте делать кассовые фильмы! Мы будем вам за это платить". Раньше за ленты давали категории. За идеологически выдержанные картины про рабочий класс или партийные собрания платили больше. Помню, когда мы с Говорухиным снимали "Вертикаль", я сказал ему: "Слав, этот фильм явно тянет лишь на вторую категорию. (Вообще-то первоначальный сценарий был настолько плох, что и на третью бы не сгодился.) Хочешь, я скажу тебе, как легко получить первую". Говорухин: "Давай, рассказывай". Я: "Альпинисты поднимаются на гору, чтобы на вершине принять одного из товарищей в партию. Представь себе — пурга, холод, шум, шквал... и на этом фоне: "Я, такой-то такой-то, работаю сталеваром..." Говорухин: "А стихия им не помешает?" Я: "Нет, наоборот, поможет, дабы принять товарища в партию в мужественной атмосфере". — То есть на "Пиратах" вы решили заработать? — Нам обещали, что будут платить за количество зрителей. Правда, начнут премировать лишь после двадцатого миллиона. Мы с Говорухиным — люди азартные — подумали: "Давай сделаем кассовый фильм. Вот интересно будет, обманут или не обманут". Уже после перед каждым кадром оператор спрашивал меня: "Обманут?" Я утвердительно покачивал головой: "Обманут". Как-то сидели мы с группой, обсуждали всю эту историю. Ребята у меня спрашивают: "Как думаете, сколько фильм соберет?" Я отвечаю: "Миллионов семьдесят будет". Они: "Да идите вы!". — Сколько же вышло в итоге? — Разное говорят. В прессе чаще всего приводится цифра 87,6 миллионов зрителей. "Пираты" оказались лидером по кассе среди всех советских фильмов. А уж тем более среди нынешних российских. — Вы снимали фильм вместе с Говорухиным. Вы с ним друзья? — Мы с ним однокурсники. Вместе снимали диплом ("Вертикаль"). Как-то раз в Доме кино он ко мне подошел и сказал: "Борь, ты прочти, я здесь написал заявку. Может, тебе понравится". Я прочел: "Слушай, это же кассовая история". Говорухин: "Будешь снимать?" Я: "Буду". Все. Стали снимать. — Неужели такой спорный по тем временам сценарий сумел избежать цензурных рогаток? Помнится, у добропорядочных граждан он вызвал шок. — Конечно же, этот вопрос стоял на повестке дня. Хотя насчет насилия, сейчас смотришь фильм — по сравнению с американскими боевиками невинная сказка для детей. Но тогда вопрос стоял остро. Каждую сцену, где присутствовало так называемое насилие, обсуждали отдельно. Например, сцена в конце фильма, где Еременко бьет Талгата Нигматулина сначала дверью по голове, а потом ногой по яйцам. Так вот я до сих пор вспоминаю со смехом эту историю. Помню, когда я предложил Коле ударить Нигматулина по яйцам, он засомневался: "Ой, ну не пропустят. Чтобы наш советский герой бил по яйцам". Я: "Так врага же бьет, врага. А его надо бить в самые уязвимые места". Они с Талгатом учились на одном курсе и были очень хорошо подготовлены в спортивном плане. На съемках Коля бил его изо всех сил. Но, сам понимаешь, не по яйцам, а в бедро. Если бы Еременко промахнулся, то Нигматулин остался бы просто-напросто калекой. Но в итоге все получилось нормально. — По-моему, другой снявшийся в ленте каратист, Тадеуш Касьянов, тоже не особо стеснял себя в рукопашных схватках. — Тадеуш Касьянов не имел ровным счетом никакого отношения к кино. Он настоятельно мне советовал: "Борь, ну давай устроим хорошую драку". Я ему: "Тадеуш, надо найти хоть какой-то консенсус. Так, чтобы было одновременно и эффектно и скромно. Ведь не пропустят". Надо сказать, я оказался прав. Мы шагали по лезвию ножа. Когда "Пиратов" принимали, министр постоянно вздыхал: "Ох, ах, ох!" Я старался его ободрить: "Ну враги же, враги. Их надо бить беспощадно". Министр: "Вы так считаете?" Смешно, ей-богу. — Интересно, кому пришло в голову загрузить наш корабль наркотиками? — Нам самим было интересно, чего же такое наши везут, на что пираты могли бы клюнуть. Вначале, по сценарию, они везли урановую руду. Пиратам она понадобилась якобы для того, чтобы сделать бомбу. В ответ на это в Госкино взвыли: "Вы что, обалдели! Пираты отнимают у советских моряков стратегическое сырье!" Сидим мы, пьем водку: "Чего же им везти, ядрена мать?" Думали, думали и решили, что пусть везут наркотики. В Госкино опять: "Как наркотики? Какие могут быть наркотики на нашем корабле?!" Мы отвечаем: "Так это же для лекарства". В общем, запудрили им мозги. Но в Госкино не захотели брать на себя ответственность и послали нас для консультации к главному наркологу страны. Пришли к нему. Нарколог: "Да вы что! Это нельзя!". Мы: "Для лекарства же". Нарколог: "Ничего не знаю, я не подпишу". В конце концов мы его все-таки уболтали. Но несколькими днями ранее, когда мы в очередной раз думали, что бы ребятам везти вместо наркотиков, я предложил гениальную вещь: "Слав, я придумал, что везти". Говорухин: "Ну что, что?" Я: "Они повезут чистые бланки партийных билетов". Говорухин: "А на что пиратам сдались партийные билеты?" Я: "Значит, нужны". — Еременко везде снимался сам, без дублера? — Коля как-то сказал, что если бы он работал с дублером, то от его роли ничего бы не осталось. Дней через пять после начала съемок он подходит ко мне и заявляет: "Борис, ты знаешь, я выучил весь текст второй половины сценария". Я ему: "Так быстро? Ну, молодец!" Еременко: "Знаешь, сколько там у меня слов?" Я: "Сколько?" Еременко: "Одно". Вообще Коля очень спортивный человек. Хотя карате он не занимался. Ему показывали какие-то приемы, и он очень легко и быстро их усваивал. А вот Талгат Нигматулин обучался карате в школе Тадеуша Касьянова. И даже выступал на первенстве Узбекистана. (Он сам из Ташкента — наполовину татарин, наполовину узбек.) Когда Коля и Талгат учились во ВГИКе, то любили выпендриваться перед девочками. Представь себе, перемена. Все выскакивают из аудитории, а они остаются и договариваются, как будут колотить друг друга. Минуту спустя дверь внезапно распахивается, и оттуда вылетают Нигматулин и Еременко, дубася один другого ногами и руками. Актриски кричат: "Ребята, ребята, что вы делаете!" А те рады стараться и продолжают колотить друг друга по полной программе. — Помнится, Талгат Нигматулин погиб при каких-то странных обстоятельствах. — Он сильно увлекся восточной философией. Читал соответствующие книжки. Вступил в секту, которой руководил один калмык. По-моему, его звали Аббай. Он оказался преступником. Для того чтобы Талгат более тесно вписался в секту, Аббай попросил его кого-то то ли избить, то ли убить. Нигматулин отказался. А у них существовало такое правило — если тебя бьет учитель, это хорошо; значит, он тебя любит, оказывает доверие. И когда Талгата стали бить (ведь он парень крепкий, мог бы спокойно дать сдачи), он думал, что его учат. Как оказалось, Нигматулина избивали трое человек. Сломали ему нос, ребра. Он думал, что его бьют, а когда понял, что убивают, у него уже не было сил сопротивляться. Жалко его очень. — Кто-нибудь за это сел? — Да, Аббай этот сел, и остальные убийцы тоже. — Фильм снимали в Крыму? — Перед съемками я попросил министра: "Я сделаю кассовый фильм, так дайте мне возможность отснять несколько сцен где-нибудь в Африке, чтобы включить в картину экзотическую природу и тамошних зверей". Но денег не было. Картина стоила копейки — смета была расписана на 480 тысяч. По тем временам — это довольно средняя цена. В итоге пальмы пришлось делать из железа и жести. Но советская власть удивляла как в ту, так и в другую сторону. Я помню, как мы в первый раз пришли снимать на корабль. Дело было в Жданове (теперь Мариуполь). Капитан судна встретил нас на удивление гостеприимно: "Здравствуйте, мы так рады, что вы будете снимать кино именно на нашем сухогрузе". — А как он назывался? — "Нежин". Капитан попался отличный человек. Он сразу же пригласил нас на завтрак: "Я понимаю, что у всех свои дела, но завтрак у нас ровно в 8.30, а обед в 14.00. Прошу к этому времени прерывать съемки, чтобы все было тип-топ". Кормили на убой. Особенно, когда в море выходили. Я все шутил, почему такие обеды хорошие: "Тут ведь не будешь воровать. Прятать-то некуда. Все сгниет". — В подводных съемках Еременко тоже участвовал сам? — Конечно. Ни в одном кадре нет дублера. Главный оператор Саша Рыбин специально прошел школу подводных съемок. Помню, там был один смешной эпизод. Когда Еременко плывет по затопленному коридору в библиотеку и спасает девушку. Все снимали в плавательном бассейне гостиницы "Ялта". Сделали декорацию, которая полностью заполнялась водой. Короче говоря, перед самыми съемками в декорацию ныряет оператор и через какое-то время в ужасе выныривает. Оказалось, что двери кают всплыли под давлением воды. Их нужно было насаживать на штыри не как на суше — сверху вниз, а наоборот. Оператор взмолился: "Борис, я не знаю, что делать". Я: "Саш, это ведь надо декорацию освобождать, все заново перевешивать. Давай попробуем снять так, как есть. Чтобы дверей вообще не было видно". Попробовали — вроде бы все сошло. — Вы не смотрели перед съемками "Пиратов" какие-нибудь голливудские боевики? — А где? Тогда и кассет-то не было. — А в подражании Голливуду вас не обвиняли? — Обвиняли в другом. В газетах писали, что картина снята "по закону кулака". Один "критик" даже написал: "После этого фильма дети бьют друг друга ногами, а режиссер радуется этому". Это я-то радуюсь. Слава Богу, что удержался и не побил его за это. — В конце фильма горело море. Как вы его подожгли? — Подожгли солярку. Когда снималась эта сцена, то на нее невозможно было смотреть без смеха. По берегу разложили тазики с бортиками. В них наливали солярку и поджигали. Поодаль поставили рельсы. Каким-то образом, уже не помню, лодка стояла на месте. Актеры делали вид, что гребут изо всех сил — изображали измождение, затрудненное дыхание. Лица у всех потные, грязные, вымазанные в саже. Вокруг взрываются дымовые шашки, а тазики горят на берегу. Было очень смешно. — По сценарию Еременко симпатизировал той девушке, которую он спасал из библиотеки. А какие отношения у них были по жизни? — Черт знает, я не следил. По-моему, у нее был роман с Талгатом Нигматулиным. — Говорят, что Петр Вельяминов, сыгравший капитана, в очередной раз женился. — Да, он сейчас живет в Питере. Женился и уехал туда к супруге. Георгий Мартиросян развелся с Татьяной Васильевой. У Коли Еременко все в порядке. У него замечательная жена. Он в прекрасной форме и хорошо выглядит. А Тадеуш Касьянов по-прежнему возглавляет Федерацию рукопашного боя. — Когда запрещали карате, его не коснулись репрессии? — Нет, они коснулись его позже. Тадеуша посадили уже в девяностых. Как мне кажется, дело было в следующем. Его федерация претендовала на какой-то очень хороший спортивный зал, который принадлежал милиции. В итоге милиция взяла и посадила его. Он провел за решеткой год с небольшим. — Борис Валентинович, а кто придумал название "Пираты XX века"? — По этому поводу мы до сих пор спорим с Говорухиным. Я расскажу, как знаю. За несколько месяцев до съемок "Пиратов" я был в Одессе вместе с одним моим приятелем-режиссером. И тот спросил меня: "Ну что, как дела со сценарием?" Я: "Ну вроде утвердили". Приятель: "А название какое?" Я: "Пираты южных морей". Приятель: "Нет, это хреново". Я: "Ну а ты чего предложишь?" Приятель, немного подумав: "Пираты XX века". Я: "Слушай, я тебе бутылку ставлю". А Славка Говорухин говорит, что это он придумал название. Все спорит. Примерно так же рождалось и название "Вертикаль". Ну никак не могли придумать. Сначала снимать фильм доверили не нам с Говорухиным, а каким-то двум идиотам с Высших режиссерских курсов. Их потом все-таки сняли с постановки и были абсолютно правы. Они решили, что альпинисты будут восходить не на гору, а на Спасскую башню Кремля. — Не шутите? — Нет, конечно. Я сам читал их сценарий. Они даже успели потренироваться на брусчатке возле Мавзолея. — Еременко с Нигматулиным, наверное, заваливали письмами с признаниями в любви. — Поначалу, когда фильм только вышел на экраны, приходило очень много писем. Особенно от баб, которые просили познакомить их с Еременко и Мартиросяном. Например: "Я пишу не только от своего имени, но и от имени моей подруги. Товарищ режиссер, мы влюблены. Я в Еременко, а она в Мартиросяна. Просим прислать нам их координаты. Мы смотрели фильм двадцать два раза и очень сильно полюбили ваших героев". Еще один случай. Как-то мы со съемочной группой приехали в Кемерово. Выступали в одном из кинотеатров. Нам задали вопрос: "Как это ваш герой плывет так долго под водой? Это нереально". Меня это задело, и когда я вернулся в Москву, то сразу же сел за монтажный стол. Подсчитал, что в библиотеку он плывет 51 секунду, а обратно — 53 секунды. Вроде бы ничего сверхъестественного. Но почему-то такая реакция возникала почти в каждом кинотеатре. Уже позже, когда я решил сходить в кинотеатр лично, я понял, в чем дело. Оказывается, люди настолько увлекаются приключениями героя, что вместе с Еременко набирают воздух и начинают снова дышать только вместе с ним. По залу проносится один большой выдох. Еще бы, попробуй просидеть без воздуха почти две минуты.



Партнеры