РОГА И КОЛЕСА

12 октября 2000 в 00:00, просмотров: 852

Пользуясь автобусами, троллейбусами, трамваями, москвичи рискуют здоровьем и жизнью: по каждому второму троллейбусу и каждому десятому автобусу, ходящему по московским улицам, давно плачет свалка. К тому же москвичей скоро не только не на чем, но и некому будет возить. Водители, получающие за свой труд копеечные зарплаты, бегут из "Мосгортранса" как крысы с тонущего корабля... Загнанные в угол транспортники готовят для пассажиров поистине драконовские меры. Они хотят либо резко поднять плату за проезд, либо отменить льготы, либо сделать так, чтобы наземный транспорт начинал ходить позже, а заканчивал раньше. Таксисты обрадуются. А что делать остальным?.. На бумаге все вроде гладко. Общее количество автобусных, троллейбусных и трамвайных маршрутов в Москве в последние годы осталось без изменений — 611. Однако этот "стабильный" показатель — полная липа. Просто в Москве вводят новые маршруты на окраинах (Митино, Бутово и т.д.) за счет сокращения старых в центре и других районах. В результате сегодня 70% маршрутов работают по т.н. "уличному расписанию": интервал следования — полчаса (при норме в 7 минут). — Сокращать число маршрутов мы не станем, — признается вице-президент "Мосгортранса" Петр Иванов. — Только непонятно, кто в ближайшем будущем будет возить людей... С водителями общественного транспорта ситуация просто катастрофическая. Многие из них, не дождавшись обещанного повышения зарплаты, покидают рабочие места. Остальные трудятся "за себя и за того парня". В 1995 году в Москве было 14,5 тысячи водителей. Сейчас — 11,5 тысячи. Это на 2,6 тысячи меньше нормы — имеющийся кадровый состав перерабатывает по 50 часов в месяц. А вымотанный, невыспавшийся водитель для пассажиров и для коллег-водил — "хороший шанс" оказаться в больнице или на кладбище... За свой труд водители получают копейки. Если в 1994 году их зарплата была сравнима с четырьмя прожиточными минимумами, то теперь упала вдвое: набегает максимум 6 тысяч рублей. Сейчас из Москвы бегут даже иногородние и иностранные водители: в Белоруссии и на Украине за ту же работу стали платить больше! А в московских автобусных, троллейбусных и трамвайных парках с начала года стало на 700 водителей меньше. И текучка с каждым месяцем растет... Состояние техники — отдельные слезы. Из-за бедности ремонт подвижного состава приходится постоянно откладывать. Сейчас он выполняется лишь на 30% от потребности. Кроме того, ежегодно необходимо обновлять транспортный парк Москвы на 800 единиц. На самом же деле в следующем году "Мосгортранс" в состоянии купить 104 автобуса и 25 троллейбусов (при минимальной потребности в 500 и 100 соответственно). Результат экономии налицо: 40% московских троллейбусов, 9% автобусов и 15% трамваев изношены и опасны для пассажиров. Где же взять деньги? Чиновники из "Мосгортранса" предлагают властям несколько способов. Один из них для москвичей другого не слаще... Во-первых, если ситуация не изменится, в следующем году с 3 до 5 рублей повысится плата за проезд. (Скорее всего, это произойдет в два этапа: до 4 рублей — с 1 января и до 5 рублей — с 1 июля.) Подсчитано: если проезд будет стоить 4 рубля, месячный проездной на один вид транспорта — около 200 (против 150 сейчас). С увеличением тарифа увеличится и размер штрафа — давно пора, считают транспортники. Если в 1994 году штраф в сто раз превышал стоимость проезда, то теперь — всего в три. Второй способ наполнения транспортной казны куда более радикальный. Обнищавшие транспортники всерьез подумывают о сокращении "рабочего дня". Что это значит? Допустим, сейчас первые автобусы-троллейбусы выходят на линию в 4.30 утра, а заканчивают возить людей в 2.00—2.30 ночи. А если будут ходить, к примеру, с 6 утра до 12 ночи, можно хорошо сэкономить. Особенно такой выход из положения будет "приятен" тем, у кого рабочий день заканчивается за полночь и нет возможности добираться до дома на такси... Третий предлагаемый транспортниками "способ заработка" — максимальный (а еще лучше — полный) отказ от льгот. Предлагается, к примеру, распространить льготы для госслужащих только на рабочее время. Опоздал — плати. Московские льготники стоят сейчас "Мосгортрансу" 4,5 миллиарда рублей, а федеральные — около миллиарда. Если кто не знает, в системе общественного транспорта числится 57 (!) категорий льготников, которые составляют 75% (!) пассажиров. За них отдуваются остальные 25% "платных" пассажиров. Если б льготников не было вообще, москвичи могли бы кататься в автобусах по себестоимости — за 1 рубль 89 копеек. И вопрос о бедности Мосгортранса вовсе не стоял бы на повестке дня. Но, как вы понимаете, льготы у нас — дело святое. Госдума вряд ли отменит законы, расплодившие миллионы халявщиков. Гораздо более вероятны первые два варианта. По крайней мере, депутаты городской Думы не знают, как компенсировать транспортникам убытки. Да и как дать им заработать — пока тоже не знают...



Партнеры