ПОЛ-ЛИМОНА ЗА ПЯТЬДЕСЯТ ЛЕТ

В эти дни все автолюбители имеют право выпить в свободное от руля время рюмку горячительного напитка. В октябре отмечается 50-летие легенды отечественного автомобилестроения — машины ГАЗ-12 "ЗИМ". В мае 1948 года Горьковский автозавод получил задание на разработку шестиместной легковой машины для служебного пользования. Над проектированием новой модели работал коллектив конструкторов во главе с А.А.Липгартом и его заместителем по легковым автомобилям Н.А.Юшмановым. Им установили довольно жесткие сроки: от получения задания до выпуска — 29 месяцев. В конце 1948 года на трассах под г.Горьким встречались странные невзрачно-серые автомобили с надписью "проба". На первый взгляд их принимали за "Победу", но при внимательном рассмотрении обнаруживалось, что машина примерно на метр длиннее и окон у нее не два с каждой стороны, а три. Так конструкторы ГАЗа, разрезав поперек кузов "Победы" и удлинив его за счет вставки, сделали ходовой макет еще не спроектированного автомобиля "среднего класса", чтобы провести его испытания. Уже 10 мая 1949 года в Кремле были показаны первые опытные образцы "ГАЗ-12", а в октябре 1950 года с конвейера завода сошла первая промышленная партия. Успехи создателей этой машины были высоко оценены. Десять работников Горьковского автозавода, среди которых А.А.Липгарт и Н.А.Юшманов, были удостоены Государственной премии. Почему возникла необходимость в автомобиле нового класса, не предусмотренного "перспективным типажом"? Ежегодный выпуск автомобилей в СССР нарастал и превзошел довоенный уровень, достигнув к 1955 г. 100 тыс. легковых машин. Их продавали государственным учреждениям, таксомоторным паркам и населению. Дорогих машин "ЗИС-110" (вместо "ЗИС-101") выпускали немного. Массовый спрос на личные автомобили еще не возник, зато остро ощущался разрыв между "Победой" (рабочий объем двигателя 2,1 л) и "ЗИС-110" (6 л). Не было подходящего служебного автомобиля для многих руководителей и специалистов "среднего" уровня, для типичных в то время таксомоторных поездок с большим числом пассажиров и объемистым багажом. Вот этот-то разрыв и предстояло заполнить автомобилю "среднего класса", получившему индекс "ГАЗ-12", но более известному под маркой "ЗИС". Кстати, это был первый автомобиль, который использовался как маршрутное такси (по маршруту Пушкинская пл. — ул. Правды). "ЗИМ" имел немало конструктивных особенностей, впервые примененных в отечественном автомобилестроении: гидромуфта в трансмиссии (вместо сцепления), передние тормоза с двумя ведущими колодками и полуоси фланцевого типа заднего моста. Использование несущего кузова, что было беспрецедентным случаем в мировой практике, позволило довести массу автомобиля до 1940 кг — весьма низкая величина для шестиместного автомобиля с большой (3200 мм) колесной базой и длине в 5,5 м. Автомобиль также отличался высоким уровнем комфорта: система отопления с подводом теплого воздуха к задним сиденьям, трехдиапазонный радиоприемник, переключатель указателей поворотов с автоматическим сбросом, сигнальные лампы ручного тормоза и температуры охлаждающей жидкости. В качестве двигателя "ГАЗ-12" использовался форсированный вариант шестицилиндрового двигателя "ГАЗ-5"1 (90 л.с. вместо 70 л.с. в базовой модели). "ГАЗ-12" быстро завоевал признание автомобилистов и успешно эксплуатировался не только в СССР, но и во многих странах мира. В 1960 году производство ГАЗ-12 "ЗИМ" было прекращено. За 10 лет всего было выпущено 21527 автомобилей. На смену комфортабельным "ЗИМам" пришла более совершенная модель представительского класса "Чайка" ГАЗ-13. Но до сих пор многие "ЗИМы" в отличнейшем состоянии на ходу. Многие из них уже отъездили более полумиллиона (!) километров и сейчас используются для обслуживания свадеб.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру