ОТЧЕГО ПИСАТЕЛИ ПЬЮТ ГОРЬКУЮ?

24 октября 2000 в 00:00, просмотров: 324

Великий русский писатель Юрий Казаков, которому не посчастливилось жить и творить в советское время, но которого тем не менее называли наследником Ивана Бунина, говорил: "Нет таких людей — русские или евреи, а есть люди пьющие и непьющие". Вернее, так сказал великий русский актер Алексей Петренко, который сыграл роль писателя в картине Аркадия Кордона "Послушай, не идет ли дождь...". Премьерный показ состоялся на минувшем заседании пресс-клуба в бывшем Госкино (ныне Службе кинематографии при Минкульте). Жену писателя сыграла Ирина Купченко, а лечащего врача писателя — Альберт Филозов. Фильм представлял Сергей Соловьев, поскольку он был снят на мосфильмовской студии "Слово", худруком которой Сергей Александрович и является: "Алексей Петренко вложил в эту роль количество боли и страсти, равной боли и страсти в "Агонии". Во время съемок он тяжело болел, но все равно возвращался к работе над картиной с зацикленностью фаната. Это подлинно драматическая картина. Это трагическое и честное свидетельство настоящего состояния нашей души. Здесь сыграла одну из своих последних ролей Елена Майорова. Когда она погибла, мы даже хотели вырезать ее сцены, потому что они выглядели как протокол о намерениях (Елена Майорова сыграла смерть. — Авт.)". После такого напутствия журналисты потянулись из зала, до конца фильма досидели немногие. И неудивительно, потому что "Послушай, не идет ли дождь..." оказался классическим образцом картины для канала "Культура" со всеми его плюсами и минусами. Плюс — это, конечно, хорошие актеры, играющие в старом добром стиле — просто, ясно и понятно, без поз. Плюс — это то, что в фильме за кадром звучат отрывки прозы Юрия Казакова в исполнении Алексея Петренко. Плюс — то, что, может быть, после этого фильма у молодой читающей публики, не знавшей до того Казакова, рука потянется к книжке с его рассказами. Плюс — это прекрасный вокал Лины Мкртчян, исполнившей песню в финале. Главный минус получился от того же, от чего и последний, но главный плюс — это то, без чего бы не состоялся фильм, — дружба режиссера Аркадия Кордона и писателя Юрия Казакова. Юрий Павлович вел довольно замкнутый образ жизни, и Кордон был одним из немногих, с кем он общался, и с кем, чего греха таить, нередко выпивал. Автор слишком хорошо знал своего героя, потому некоторые для него абсолютно естественные моменты зрителю остаются непонятны. Прежде всего тот, отчего Казаков так много пил. (Этому посвящена половина экранного времени — честно, без вранья. Но почему? Только ли из-за совстроя?) И многое другое — в отношениях с женой, сыном, отчего-то вдруг пославшим какое-то письмо дорогому товарищу Брежневу. Мысль иногда обрывается, едва мелькнув. Так случается от очень бережного отношения к материалу, переходящему порой в боязнь тронуть что-то для автора или его героя больное, и потому остается неясность...



Партнеры