РЕКВИЕМ ГНУТЫМ ПАЛЬЦАМ

      “МК“ спешит сообщить всем автовладельцам: уже в ближайшем будущем вас ждут довольно значительные перемены.

     И дело не в постоянно дорожающем бензине. Бензин — это полбеды. Не так давно на рассмотрение в Думу поступил проект федерального Закона “Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств”. Который, как говорят эксперты, может быть принят уже через месяц с небольшим.

     Из общемировой практики известно, что автомобиль — это “источник повышенной опасности”. Отечественный Гражданский кодекс предписывает: всем, кто имел несчастье пострадать от такого “источника”, все убытки должны быть возмещены. Владельцем машины.

     Так гласит закон. А что происходит на самом деле?

     Вот что утверждает статистика: число погибших на российских дорогах только в 1999 году составило около 30 тысяч человек. Ранено было аж 182 тысячи. Но в суды, оказывается, обратилось всего 8% потерпевших. Да и толку-то: по искам о причинении вреда в пользу истцов перечисляется не более 40% присужденных сумм, а в пользу юридических лиц — около 35%...

     Коротко идея нового документа сводится к одному простому принципу: каждый российский автовладелец должен иметь некие финансовые гарантии на тот случай, если он, не дай Бог, станет виновником аварии. Еще проще — все, у кого в собственности есть машина, будут обязаны застраховаться. Кстати, из всех европейских стран такое правило отсутствует только в России. Наверное, именно поэтому многочисленные споры между участниками ДТП больше всего напоминают у нас бандитские разборки...

     Как это обязательное автострахование будет действовать? Согласно проекту закона, гарантии возмещения вреда здоровью и имуществу потерпевшего будут обеспечиваться двумя способами. Способ первый: каждый автовладелец должен обратиться в страховую фирму и купить там специальный полис. В случае аварии разбираться в ее нюансах будет не водитель, а его страховщик. Он же, если что, возместит все убытки. Кстати, без такого полиса в большинстве стран Европы за руль садиться вообще запрещено.

     Однако поскольку ранее частные страховые фирмы в России имели неприятное свойство исчезать с деньгами клиентов, предполагается создать Федеральное автотранспортное гарантийное агентство. Задача которого — стать как бы дополнительным гарантом того, что пострадавший получит причитающееся ему возмещение в любом случае.

     Главный вопрос — в цене. У российских граждан, по всем известным обстоятельствам, лишних денег не имеется. И согласитесь: не каждый автомобилист с восторгом примет идею заставить его купить полис долларов за триста. В то же время для страховых компаний это дело довольно рискованное. Аварии на наших дорогах происходят ежедневно — и, соответственно, выплачивать по ним предстоит довольно приличные суммы.

     Проблема в том, что основанием для расчета страхового тарифа всегда является статистика. А вот ее-то у нас и нет. Большинство участников ДТП предпочитает решать проблемы собственными силами, без привлечения представителей органов правопорядка, так что нужных цифр нет даже в ГИБДД. Без них просчитать, во сколько обойдется полис для граждан, пока невозможно. Поэтому закон, видимо, будет вводиться в действие поэтапно. Сначала — только обязательное страхование жизни или здоровья потерпевшего, а уже потом — все остальное.

     Обязанности контролировать, чтобы все машины на дороге ездили со страховкой, возлагаются на инспекторов ГИБДД. С этой целью предполагается ввести некий знак, который будет крепиться на лобовом стекле наподобие нынешнего талона техосмотра.

    

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру