Чацкие как братья наши меньшиковские

14 ноября 2000 в 00:00, просмотров: 767

Во второй раз Малый театр выпустил на сцену “Горе от ума” с разницей в более чем 60 лет. На сей раз молодых людей представляли не корифеи академического театра, а действительно молодые артисты. Что само по себе уже приятно. Режиссер очередного “Горя” — Сергей Женовач, известный подробным и долгим выпуском каждого спектакля, — Грибоедова он репетировал больше года.

Молодой человек лепит правду направо и налево, отчего его объявляют сумасшедшим. Если бы во времена Грибоедова в ходу были “Стиморол” и “Орбит — сладкая мята”, то его бессмертной комедии лучше бы всего подошел рекламный слоган: “Иногда лучше жевать, чем говорить”. Но поскольку Сергей Женовач ни разу не был замечен в использовании рыночных новаций на сцене, то он явил очередное произведение литературного театра. Тем самым оставшись верным себе и подтвердив истину, что настоящий художник чуток к своему внутреннему миру, а не внешнему с его коммерцией, прагматизмом и прочими парадоксами.

Итак, нам явили крепкий литературный театр без особых откровений и потуг на новое прочтение комедии о нравах московских. Скорее это история любви, разочарования и обмана, случившихся в один день в одном месте. Дом Фамусова (Юрий Соломин) представлен в виде трех цветных панелей (желтый, беж и синий), как из магазина “ИКЕА”, что даже оригинально выглядит на академических подмостках. Перед ними в основном и идут диалоги, монологи с до боли знакомым текстом. Иногда статичность мизансцен меняется за счет того, что текст произносится в дверных проемах без дверей как таковых, вырезанных в панелях. Когда звучит живой оркестрик и на панели красиво проецируются тени от оконных рам, то “Горе” выглядит совсем небеспросветно, лаконично и даже культурно.

Таков же сдержанный, можно сказать, аскетичный подход у режиссера и к актерским работам. Реалистичность, знаменитая в Малом своими сочными мазками, сознательно приглушена. Сплетник Загорецкий (Виктор Павлов) подозрительно невыразителен, как будто ему приказано держать руки по швам. Похоже, что только несколько представителей опытной гвардии Малого не живут по общим правилам — артисты Дмитрий Кознов (Горич), Светлана Аманова (его жена), Юрий Каюров (князь Тугоуховский) и особенно Юрий Соломин (Фамусов). Его работу можно считать безусловно блестящей: Фамусов настолько живой в своих эмоциональных проявлениях, что претендует на роль главного героя.

А к самому герою — Александру Андреевичу Чацкому — испытываешь смешанные чувства: Глеб Подгородинский как брат похож на молодого Олега Меньшикова, в прошлом сезоне сыгравшего Чацкого же. Сравнение имеет свои плюсы и минусы, но тем не менее молодому артисту удается обернуть это в собственную пользу, подкрепив интересным рисунком образа Чацкого. Во всяком случае, он запоминается улыбкой сквозь слезы и слезами через улыбку даже в самых пространных и утомительных монологах, которые 62 года назад в Малом звучали как обличительные и оттого скучные.




Партнеры