Разъединенные штаты Америки

В горных районах Калифорнии приютилось местечко под названием Вильсония. Происхождение этого названия таково. Президентские выборы 1916 года столкнули лбами демократа Вудро Вильсона и республиканца Чарльза Хьюза. Соперники шли голова к голове, и исход выборов во многом зависел от решения калифорнийцев. И вот несколько сотен избирателей из этого горного района, проголосовав за Вильсона, склонили на его сторону Калифорнию, а вместе с ней и всю страну.

Любопытно, что эти избиратели не были коренными жителями Сьерра-Невады. Большинство из них составляли фермеры из центральной калифорнийской долины, которые проводили в горах свой отпуск и были отрезаны снегопадом от Большой земли. С тех пор эта местность стала именоваться Вильсонией.

Сейчас, когда исход президентских выборов зависит даже не от сотни, а от десятка голосов в некоторых избирательных округах Флориды, вполне возможно появление на карте Соединенных Штатов новой географической точки. Поскольку Бушия и Гория по-английски не звучит, то речь может пойти, скажем, о Бушберге или Горвилле...

На Олимпийских играх 1972 года золотую медаль в плавании на 400 метров завоевал швед Гуннар Ларссон, опередивший американца Тима Макки на несколько тысячных доли секунды. Впоследствии олимпийские инстанции решили, что определять победителя столь ничтожными долями несправедливо. С тех пор крайним временным аршином стала не тысячная, а сотая доля секунды.

На последних Олимпийских играх в Сиднее американцы Энтони Эрвин и Гэри Холл поделили “золото” на 50-метровой дистанции вольным стилем, показав идентичное время — 21,98 секунды. Допустим, что один из пловцов опередил другого на одну сотую долю секунды. Казалось бы, чепуха. Ан нет, ибо все познается в сравнении. Разница во времени, показанном пловцами, была бы в десять раз больше, чем разница в голосах, поданных во Флориде за Буша и Гора. Таким образом, их президентская гонка по олимпийским стандартам закончилась статистической ничьей.

Если исходить из того, что во Флориде голосовали шесть миллионов избирателей, а разница в голосах, поданных за Буша и Гора, составила цифру 300 (для удобства я округляю), то получится, что на каждые 20 тысяч голосов разница была всего лишь в один голос. Это пока что абсолютный рекорд для американских президентских выборов. Предыдущий был установлен в 1904 году, когда Теодор Рузвельт победил в штате Мэриленд с перевесом 151 голос с разницей в один голос на каждые 4400 голосов избирателей.

Мой коллега из “Нью-Йорк таймс” Дэвид Леонхардт попытался осмыслить флоридскую политическую драму в статистическом аспекте. И вот что у него получилось. Ученые подсчитали, что шансы столкновения нашей планеты с астероидом в 2071 году равны 1:1000. Несмотря на такую отдаленную возможность, межгалактическая катастрофа во много раз вероятнее повторения американских президентских выборов образца 2000 года. Так что американцы и все остальное человечество могут спать спокойно. Повторения на бис трагикомедии Гор—Буш не будет, поскольку задолго до этого наша планета прикажет долго жить.

В отличие от Эрвина и Холла Буш и Гор не могут поделить президентское золото. И не только потому, что Конституция США в отличие от олимпийских правил ничью в гонке за Белый дом не признает. Американский национальный характер, как говорится, на дух не переносит ничью. Даже в спорте. Недаром те виды спорта, в которых допускается ничья, в Америке не прививаются.

Американцы и в политике, и в спорте бьются до победного конца, причем победитель получает все. Американской демократии неведомы такие “европейские штучки”, как коалиционное правительство, кабинет национального единения или даже внутрипартийные коалиции. Нечетные голоса “правят” в законодательных органах и судах, дабы, чего доброго, фифти-фифти не получилось. Мой давнишний друг Чарльз Вильям Мэйнс, президент Фонда Евразии и бывший главный редактор журнала “Форин полиси”, говорит: “В нашей системе царит принцип “победитель получает все”. Другие демократии находят его слишком жестоким”.

О жестокости этого принципа можно судить по тому, что происходит сейчас в Соединенных Штатах, ставших похожими на Боливара О’Генри. Избирательные участки в Палм-Бич ограждены желтыми полицейскими лентами, словно места, где было совершено преступление. Хотя кое-какой прогресс по сравнению с прошлым все-таки, следует признать, имеется.

Впрочем, перестраховаться на всякий пожарный случай никогда не грех. Недаром во Флориду прибыли крупнокалиберные дипломаты — бывшие госсекретари США Бэйкер и Кристофер, закаленные в многолетних битвах с Громыко и Шеварднадзе (Козырев не в счет). Но и этого может оказаться недостаточно. “Сколько времени отделяет нас от прибытия во Флориду генерального секретаря ООН Кофи Аннана?” — саркастически вопрошает обозреватель Дэвид Бэрстоу. Поживем — увидим.

Пока Буш и Гор тянут на себя президентское одеяло, все человечество, и прогрессивное, и особенно то, что не очень, со злорадством потирает руки. (Дядюшку Сэма никто не любит. Любят его доллары.) Аргентинские газеты сообщают, что “могучая империя превратилась в банановую республику”. Британская “Дейли мэйл” пишет: “Вот вам и принцип Микки-Мауса в управлении государством”. Мексиканская “Миленио”, проявляя “заботу” о попавшем в беду соседе, обещает “вызволить США из беды”. Газета “Жорнал до Бразил” ставит диагноз: “Исчезнувшие коробки с бюллетенями, дезориентированные избиратели, подозрительный подсчет голосов. Соединенные Штаты превращаются в страну третьего мира”. Короче, все изгаляются в меру своего юмора и вкуса, включая и российскую печать, чему свидетельство хотя бы корреспонденции вашего покорного слуги в “МК”.

В отличие от масс-медиа главы государств если и злорадствуют, то втихаря, не на людях. Во-первых, недипломатично, а во-вторых, недальновидно, ибо сказано: не плюй в долларовый колодец, пригодится займов и кредитов напиться. Наконец, неча на Алису в Зазеркалье кивать, коли рожа крива.

Но вот наш президент кивнул. В Ростове-на-Дону он пообещал с улыбкой на устах, что находившийся в Соединенных Штатах председатель Центральной избирательной комиссии России Александр Вешняков поможет своим американским коллегам, попавшим в тяжелое положение. И вот тут-то американцы не стерпели и огрызнулись. “При помощи мистера Вешнякова нашим президентом обязательно станет Владимир Путин”, — говорят они.

По-видимому, янки знают нашу конституционную систему лучше, чем свою.

Американское президентство, как и следовало ожидать, затаскали по судам. Вот как выглядят последние сводки с “флоридского фронта”. В федеральном суде Майами судья Дональд Миддлбрукс отклонил требование адвокатов Буша запретить пересчет вручную бюллетеней в четырех избирательных округах Флориды, включая самый спорный — Палм-Бич. Но зато республиканцы взяли верх в Толахасси, столице штата, где его госсекретарь Кэтлин Харрис вынесла следующее решение: подсчет вручную должен быть завершен во вторник, ровно в пять вечера. Если счетчики не уложатся в срок, то бюллетени приняты не будут.

Адвокаты Гора намереваются подать в апелляционный суд на госсекретаря Харрис. Адвокаты Буша готовятся подать туда же жалобу на решение судьи Миддлбрукса. В подмогу и тем, и другим во Флориду прибывают новые юридические подкрепления — “все звезды” права, в том числе знаменитый Алан Дершович, защищавший футболиста Оу Джей Симпсона, обвинявшегося в убийстве своей жены и ее друга.

Короче, как сказал бы Михаил Сергеевич Горбачев, процесс пошел. Как далеко он зайдет, пока что трудно сказать. Фемида с завязанными глазами (символ беспристрастия) больше напоминает даму с развязными манерами. Республиканцы открыто заявляют, что судья Миддлбрукс — назначенец президента Клинтона, а посему веры ему нет. Демократы в свою очередь говорят, что госсекретарь Флориды госпожа Харрис — истовая республиканка, сподвижница брата Джорджа Буша (Джеба, губернатора Флориды), агитировавшая за Буша в штате Нью-Гэмпшир, за что ей было обещано место посла в одной из западных стран. В общем, картина в солнечном штате, как величают Флориду, весьма смахивает на холодную Россию.

Характеризуя происходящее, бывший сенатор от штата Вайоминг Алан Симпсон сказал: “Создается такое впечатление, что обе стороны демонстрируют свое белье, причем каждая сторона пытается доказать, что ее белье — чище”. Сравнение весьма удачное, но с одной коренной поправкой: демонстрируется грязное белье, и каждая сторона пытается доказать, что белье противника грязнее...

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру