Кино напрокат, Макаревич на пробу

24 ноября 2000 в 00:00, просмотров: 533

Попытки ответить на риторический вопрос: “Жив ли русский рок?” — уже давно вошли в ранг нашего национального музыкального спорта. От количества мероприятий, призывающих порассуждать на эту безысходную тему, уже становится нехорошо, а в последнее время рок-акции такого толка приняли уж совсем радикальный характер. А все потому, что у местного рок-комьюнити неожиданно проснулась повальная тяга к экспериментам. Кто-то, конечно, может себе такое позволить, но когда речь идет о том, что какие-нибудь “Король И Шут” записали кавер-версию чьей-то песни... Анекдот дня, причем совсем не смешной.

В минувшие выходные всем, кто дорожил своими ушами, было в основном не до смеха. Сразу два экспериментальных проекта, причем один другого краше. Первый — те самые “КИНОпробы”, с песнями Цоя в исполнении всех новых спасителей русского рока. Второй — “Время Напрокат”, с Андреем Макаревичем, Артуром Пилявиным, “Кварталом” и попыткой растормошить старые песни “Машины Времени”. Больше всего в этой ситуации повезло тем, кто сидел дома и предпочел року телевизор...

Прошел “КИНОпробы” — можешь гордиться

Всех участников чуть ли не самого амбициозного проекта последних лет было немного жаль. С одной стороны, им подарили всенародно любимые хиты; с другой — их нужно было исполнить, что всегда являлось большой проблемой даже для наших рок-авторитетов. Впрочем, дело даже не в исполнении, а в атмосфере. Если бы в атмосфере “КИНОпроб” появился бы хоть намек на то, что происходило на концертах “Кино”, любая лажа могла сойти только за плюс. Однако чуда не произошло, и хедлайнером концерта стала MTVшная программа “Star Track” о “Кино”, фрагменты которой показывали между выступлениями. Вряд ли эта программа претендует на звание телешедевра десятилетия, однако в ходе показа происходили странные вещи. Тридцатисекундный крупный план Цоя почему-то сопровождался оглушительными криками, а последующее пятиминутное выступление “Кукрыниксов”, например, прошло при всеобщем равнодушном молчании. Равнодушие толпы — наверное, самое суровое наказание для рокера. Уж лучше пусть покажут кучу “факов” и бросят бутылкой, как в Михея и “Джуманджи” — какое-никакое веселье, — но вот когда просто молчат и на физиономиях при этом написано: “Ладно, проехали, что дальше?”, то самое время подумать о творческих планах...

Вообще-то кислую реакцию на основную массу участников “КИНОпроб” можно было легко предсказать. Петь Цоя очень соблазнительно, потому что у него все просто и всегда бьет наповал, и при этом опасно, потому что в этих незатейливых сочинениях — очень много правильной энергии. К сожалению, батарейки ветеранов типа “Пикника” почти сели, а у большей части молодежи они просто отсутствуют. На этом печальном фоне выступления “Мумий Тролля”, Земфиры, “Наива” и других, чья репутация не вызывает особых сомнений, выглядели совсем неплохо. Вот и все комплименты.

“Время” оптом и в розницу

На размашистом фоне “КИНОпроб” презентация совместного альбома Андрея Макаревича и Артура Пилявина из “Квартала” прошла подпольно — в прямом смысле этого слова. Очень модный “подземный” клуб, японская кухня, шотландский виски, звездные гости... Для настоящего рок-фэна все это запросто могло сойти за тошнотворное лекарство, однако правильный настрой героев вечеринки быстро спас положение. “Место тут модное, но для концертов совсем не годится, — произнес г-н Макаревич в начале своего совместного сета с “Кварталом”. — Так что мы начнем, а если не покатит, то вы скажите, и будем просто выпивать”. Как ни странно, покатило — и докатилось до того, что многие из присутствовавших назвали этот концерт одним из лучших как для Макаревича, так и для “Квартала”. Андрей Вадимович, например, очень активно пританцовывал и подбадривал публику довольно громкими криками, что, конечно, весьма смело для рокера-орденоносца и лица главного телеканала страны. Г-н Пилявин и Ко тоже не отставали, и уже в середине концерта в зальчике творилось нечто совершенно нехарактерное для закрытого, пижонского клуба.

Жалко, что все это зажигалово живет только на концерте. Сам альбом “Время Напрокат” — музыка куда более смиренная, если не сказать половинчатая. Артур Пилявин как истинный музыкальный модник попытался вложить все, что он знает о звуке 90-х, в старые хиты “Машины Времени”, отчего последние, безусловно, стали гораздо бодрее. Для репертуара “Машины Времени” это плюс, а вот для г-на Пилявина, олицетворяющего местное рок-эстетство, — в лучшем случае прыжок на месте, потому как даже старые записи “Квартала” звучат гораздо убедительнее. Правда, сами авторы проекта думают совсем по-другому. “То, что мы записали, это здорово, — хором сказали прессе Андрей и Артур. — Будем надеяться, что молодняк это оценит, потому что музыку со вкусом нельзя не оценить”.

“Будь вы музыкальными потребителями, купили бы этот альбом?” — поинтересовалась “ЗД” у героев вечеринки. “Конечно, купили бы, — ответили артисты. — То, что ты делаешь, обязательно должно нравиться. Иначе сволочь ты последняя, а не музыкант”. Решительность рок-мэтров, конечно, достойна уважения. Что касается реакции “молодняка”, то ее предсказать довольно трудно, в то время как дальнейшие действия нового тандема Макаревич—Пилявин уже принимают некие очертания. Взявшие “Время Напрокат” очень довольны совместным музицированием и обещали продолжить его в нужных местах и для хорошей публики.



Партнеры