Пробирка не порок

Человек, ставший родителем сегодня, через двести лет окажется пращуром тысячи потомков. Соответственно, 4000 современных людей через два века дадут четырехмиллионное потомство. Поэтому звание “Леонов — отец миллионов”, данное коллегами профессору эмбриологии Борису Леонову, войдет в полную силу к XXIII веку. Именно к той эпохе 4000 младенцев, выращенных лабораторией Леонова “в пробирке”, родят миллионы праправнуков. Не очень быстрый результат, но, во-первых, скоро только мыши (на них экспериментировали десятки лет) плодятся, во-вторых, искусственное зачатие — наука будущего.

-По мнению специалистов Всемирной организации здравоохранения, бесплодие сегодня встречается в каждой четвертой семье, — рассказывает Борис Васильевич. — Теперь техника позволяет вырастить зародыш “в пробирке”. “Сделать ребенка” в лаборатории можно практически из одного-двух сперматозоидов, так что даже старик, давно забывший о любовных утехах, может стать отцом. Зато человеческий фактор — трудность, не преодолимая никакой техникой. Только 50% случаев бесплодия относятся к женским проблемам. Но убедить мужа, что в невозможности иметь потомство виноват он, а не жена, сложней, чем вырастить эмбрион. Приходится проявлять чудеса деликатности, такта и чутья. К нам часто обращаются здоровые женщины, у которых бесплодны мужья. Вежливо просим мужа прийти на обследование — например, под тем предлогом, что сперму надо будет получить в строго контролируемый срок, удобный для зачатия. На самом деле мужчина проходит курс восстановления детородной способности.

За 15 лет существования методики “дети в пробирке” о профессоре Леонове сложили немало легенд. Сочиняют их, конечно же, мужчины, которым Леонов “сделал ребенка”. Каждый день в приемной эмбриологической клиники курят, нервничают и бегают из угла в угол сотни страдальцев. Молодые и пенсионеры, все они озабочены одним: признают годным к отцовству или нет. Наконец выходит отсмотревший медицинскую документацию Леонов и объявляет счастливчику: “У вас будет ребенок!” Остальные кандидаты в папаши обнадеженно садятся в кружок и, точь-в-точь как женщины, ждущие ребенка, делятся впечатлениями о том, у кого как дети появились. Вот истории, рассказанные мужчинами в ожидании детей.

Турнир “крестных отцов”

Пятнадцать лет назад тогдашний министр здравоохранения Гармаш случайно услышал на симпозиуме доклад доктора эмбриологии Бориса Леонова. После выступления Гармаш подошел к докладчику: “А ведь это дело государственное. Возглавишь исследования?” Леонов согласился. После десятилетий экспериментов по искусственному оплодотворению на мышах его основательно тянуло к людям. Лабораторий создали две — в Москве, леоновскую, и в Ленинграде, альтернативную, чтобы шло соревнование: кто быстрей “родит”. То есть у кого быстрее пациентка, оплодотворенная искусственным эмбрионом, выносит полноценный плод. Добровольцев зазывать не приходилось: клиники обеих столиц ломились под натиском бездетных супругов. (До сих пор Леонову шлют поздравления к праздникам семьи, которым он “делал детей” еще в 80-х.) В марте 1986 года у Леонова в лаборатории появился первый “ребенок из пробирки” — абсолютно нормальная девочка. Через полгода питерские эмбриологи “родили” мальчика. Турнир “крестных отцов” эмбриологическая Фемида рассудила справедливо: Москва впереди, но с девочкой, Питер второй, но с мальчиком.

На международном симпозиуме по бесплодию, проходившем год назад, Бориса Леонова спросили, живы ли его “первенцы”.

— Живы?! — фыркнул профессор. — Паспорта получили и по дискотекам бегают!!!

На все Божья воля

Духовные конфессии относятся к “детям из пробирки” по-разному. Иудаизм искусственное зачатие приветствует как способ избавления несчастных от бездетности. Мусульманство резко против: бездетными бывают только женщины, а глупая медицина бросает на доблестных воинов Аллаха заведомо ложное подозрение в мужской несостоятельности. Католики разных стран выступают за запрет эмбриологических методов создания человека. По их разумению, это прямое вмешательство в Божий промысел: Творец вселяет душу в младенца, зачатого “естественным путем”, так зачем еще отвлекать Создателя на подбор души для “искусственника”? В ответ эмбриологи обычно приводят пример Девы Марии, которая зачала, прямо скажем, отклонившись от природного пути — и вон сколько положительных последствий!

Бориса Леонова нередко донимают родители детей, выращенных “в пробирке”: “А вдруг наш малыш вырастет бездушным? Все-таки на свет он появился необычным способом...” Леонов отвечает серьезно: “Да, есть вероятность, что он вырастет эгоистом. Вы уже готовы заласкать и избаловать свое сокровище!”

Однажды Борис Леонов беседовал с весьма образованным и терпимым православным священником высокого ранга о научной точке зрения на непорочное зачатие. Леонов сказал: “Если бы у Девы Марии наблюдалось то, что в биологии называется партеногенезом, то есть развитием эмбриона без участия в оплодотворении партнера другого пола, то получился бы ребенок одинакового с матерью пола. Мужское потомство получается только при участии мужчины в оплодотворении: “У-хромосома”, дающая мужской пол младенца, отсутствует у женщин. Так что Дева Мария родила бы девочку!” Священник, подумав, ответил: “На все Божья воля. Для того и явилось необъяснимое наукой чудо”.

В другой раз к Леонову пришла на прием женщина-мусульманка. “Мой муж бесплоден, сексопатологи от него отказались. Сделайте мне искусственное оплодотворение от другого мужчины, и пусть это будет врачебной тайной”. “Но ведь Аллах говорит, что грех сомневаться в силе мужа”, — возразил Леонов. “Аллах послал мне весть о вашем искусстве, Аллах позволил мне прийти к вам, и Аллах послал мне деньги, чтобы заплатить вам, — ответила женщина. — Если бы он не хотел помочь мне, разве стал бы сопутствовать так долго?”

В чужом глазу бревна не замечаешь!

Сексуальные меньшинства Леонова недолюбливают. Он их лишает надежды на потомство, рассказывая страшную правду о том, как будет расти дитя в мужском организме. “Меньшевики”-мужчины приходят с конкретными просьбами: подсадить эмбрион в полость живота, и пусть растет малец! Ну, как в кино, где Шварценеггер беременный ходит...

— Сейчас идут эксперименты по выращиванию эмбрионов в полости глаза (! — Ред.), — говорит Борис Васильевич. — Но пока ничего хорошего не получилось. Глазной мешок по биологическим показателям сходен с женской маткой, и на первый взгляд эмбрион там может развиваться нормально. На деле это не так. Плацента, окружающая эмбрион, съедает все, что годится в питание плоду. В женском организме есть система сосудов, подающих через матку к плоду нужные вещества. У “искусственника” плацента “ест” сама. Так что папаша с зародышем останется без глаза, или без мозга, или без органов брюшной полости — смотря куда эмбрион подсадить — недели через две. Конечно, некоторые родители готовы пожертвовать жизнью ради потомства. Но я все-таки предлагаю им жить и просить помощи у женщин.

— Пожалуйста, не называйте моих “детей” гомункулусами! — попросил Борис Васильевич. — Эти дети выношены и рождены женщинами. “Дети из пробирки” — только название метода. До выращивания детей без участия женщины еще очень долго — может быть, тысячи лет.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру