ПЛАН ПРЕВРАЩЕНИЯ ОБЕЗЬЯНЫ В ЧЕЛОВЕКА

  Усыпить старых и больных

    

     По мнению руководителей Администрации Президента, нельзя сказать, что оппозиции сейчас нет — коммунисты, безусловно, являются системной оппозицией, которая сохраняет влияние на большую часть населения и несет принципиальный идеологический заряд. Но противостояние сейчас между коммунистами и властью совсем не такое жесткое, как в годы Ельцина.

     Власть не стремится избегать контактов с коммунистами, потому что, если на них только давить, если исключать их из политического процесса, они очень быстро превратятся в секту и станут абсолютно неконструктивными. В то же время, если привлекать их к работе, то и среди них происходит некоторое превращение “из обезьяны в человека”. Лучший тому пример — реакция Зюганова на антисемитские заявления курского губернатора Михайлова. Если еще два года назад вожаки коммунистов не нашли в себе мужества осудить Макашова, то сейчас они тут же отмежевались от активного курянина.

     Кстати, и власть поработала с оппозицией в этом случае весьма активно. Михайлов был вызвал на беседу к полномочному представителю президента в Центральном округе генералу спецслужб Полтавченко. После коротенькой беседы в несколько часов Михайлов плакал натуральными слезами и на следующий день принес извинения.

     Кроме коммунистов, в парламенте кремлевские обитатели не видят крупных оппозиционных сил. Ни “Яблоко”, ни СПС, по их мнению, таковыми являться не могут. Более того, правые и либералы скорее идеологические союзники нынешней власти. Другое дело, что они не могут разобраться внутри себя и организоваться в реальную политическую силу.

     Оппозицией не могут быть и губернаторы с олигархами. Губернаторы не представляют собой единую силу. А олигархи вообще представляют только себя. Борис Березовский, к примеру, заявил о своих политических расхождениях с властью, но социальной базы у него нет. В лучшем случае он может вывести на демонстрацию сотню своих подчиненных и телохранителей.

     Нынешний штиль на внутриполитическом море мог бы сподвигнуть власть на создание карманной оппозиции. Однако, как считает Александр Волошин, стоит власти только ослабеть, как настоящая, реальная оппозиция воспрянет и начнет носиться буревестником. Поэтому никаких спецопераций по лелеянию карманной оппозиции в администрации никто не планирует.

    

     ...родить здоровых и молодых

    

     Масштабность задачи по созданию гражданского общества в России занимает Администрацию Президента гораздо больше, чем нынешнее состояние оппозиции. А гражданское общество невозможно создать без партийных структур. Более того, только гражданское общество и может быть базой и основой для возникновения цивилизованной и сильной оппозиции.

     Последние парламентские выборы, когда за несколько месяцев созданное “Единство” вдруг получило 25 процентов голосов, показали, что отечественный электорат крайне мобилен. Такая ситуация опасна для страны. Сегодня 25 процентов побежали в одну сторону, завтра — в другую. В развитых странах избиратель гораздо более консервативен, он крепче привязан к какой-то политической силе. Но там таких сил — две или три, а в России их довольно много, и избиратель “растащен” не десятками процентов, а буквально сотыми долями. К структурированию российского общества, полагают в Кремле, необходимо стремиться. Но, по мнению того же Волошина, было бы глупо создавать партии сверху. Вряд ли они смогут точно отвечать социальным потребностям, сформировавшимся у разных частей общества. Другое дело создавать условия, при которых партийные и общественные структуры — в том числе и те, которые станут оппозиционными, — могли бы возникать и развиваться в нормальном направлении.

     Над созданием таких условий администрация работает. Готовится закон о партиях, который резко ужесточит требования к разным избирательным объединениям. Если движение захочет участвовать в выборах, оно должно быть структурированным и иметь много сторонников в регионах.

     Изменится также система формирования законодательных собраний краев и областей. Сейчас в субъектах Федерации парламенты избираются по мажоритарному принципу: один округ — один депутат. В администрации есть точка зрения, что половину депутатов надо будет избирать по партийным спискам. Это сразу облегчит создание общефедеральных партий. В перспективе по партийному принципу может формироваться и Совет Федерации.

     Конечно, эти меры могут привести к созданию новых оппозиционных сил. Но они будут действовать в сложившейся политической системе, и поэтому коренных переворотов — как в 17-м году, — если все получится, уже не произойдет.

    

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру