ОБРЕЗАННОЕ СЧАСТЬЕ

  Тихий московский дворик. Железная дверь и кнопка звонка под лаконичной надписью “Клуб”. Еврейское брачное агентство.

    

     Наверное, ни один народ на земле не имеет такой специфики заключения браков, как евреи. В начале века в местечках за женитьбу на нееврейке могли отлучить от синагоги. В советские времена мужья брали фамилии жен, чтобы превратиться из рабиновичей в ивановых. Но в еврейских общинах всегда ратовали за “чистые” браки.

     Когда я позвонила в еврейский клуб знакомств, созданный под патронажем синагоги, и представилась корреспондентом “МК”, на том конце провода ответили, что в клубе избегают общения с прессой. “Над нами смеются”, — пожаловался женский голос, представившийся как “Белла Моисеевна, сотрудник клуба или попросту сваха”. “Однажды позвонил мужчина, явно подделываясь под еврейский картавый акцент (я еще засомневалась — голос уж больно странный), и стал расспрашивать про наш банк данных, и какие девушки к нам приходят, и какую бы именно еврейскую девушку ему хотелось. Я все рассказала. А оказалось, что это актер Садальский в прямом эфире развлекает публику!” — голос Беллы Моисеевны звенел от возмущения.

     Когда в еврейской семье рождается мальчик, на седьмой день жизни его приносят в синагогу и делают обрезание. Через тринадцать лет он уже сам переступает порог синагоги с молитвенником в руках. Отец торжественно объявляет, что его сын с этого момента — самостоятельный мужчина. Обряд бат-мицвы, символизирующий превращение девочки в женщину, совершают, когда ей исполняется двенадцать. Теперь мальчику можно подыскивать невесту, а девочке — жениха. И ни одна еврейская мама не будет чувствовать себя счастливой, пока ее сын не приведет в дом порядочную еврейскую девушку из приличной семьи. Традиция мононациональных браков соблюдается евреями уже многие тысячи лет.

     ...В маленькой комнатке над фотографиями склонились две женщины:

     — Ну Белла Моисеевна, он же толстый!

     Выбор женихов в самом разгаре, я тихонько присаживаюсь на свободный стул.

     — Да и не толстый совсем! Упитанный — это да, не худой, но и не сказать, что толстяк. Вот Софочка вышла за 120-килограммового и счастлива! — подводит сваха итог и перелистывает страницу.

     — Ой, а этот старый!

     — Не юнец... — соглашается Белла Моисеевна. — Зато точно женится: третий год ходит!

     — Ну, лежалый товар предлагаете... Мама сказала: на таких не соглашаться, они сами не знают, чего хотят, — говорит Лиечка капризным голоском, но глаза у нее горят — и она продолжает поиски.

     Лично мне очень нравится мужчина в соломенной шляпе и с карикатурным еврейским носом. Он щурится на солнце и производит впечатление оптимиста.

    

     Невеста по пятому пункту

    

     Она плакала. В графе национальность у нее стояло “русская”, у него — “еврей”. И его мама, чадолюбивая еврейская мама, сказала как отрезала: “Мой сын женится только на еврейке, как это сделали его дед и отец. И внуки мои будут евреями”. Она плакала, а он, глотая слезы, сочетался законным браком с волоокой, как библейская Рахиль, еврейской девушкой. Он тоже страдал. Но не посмел ослушаться своей мамы.

     Еврейская мама — это особая песня. Сыновья почитают свою маму, как никого другого. Считается, что специфическая еврейская душа передается ребенку через мать. Невесты в клубе вздыхают: и в будущей жене их избранники ищут прежде всего маму, заботливую и любящую.

     По молодости евреи достаточно часто встречаются с девушками других национальностей, но, повзрослев, чаще соглашаются со взглядами родителей. Судя по возрастным параметрам женихов, евреи рано не заводят семью. И очень часто на столь решительный шаг их в конце концов подвигает мама. После долгих переборов подружек и невест, после убеждений и уговоров сыновья соглашаются именно с маминым выбором.

     Священная книга Тора гласит, что еврей обязательно должен создать семью, иначе он совершает тяжкий грех. Семья для евреев — основа основ. Девочку с самого детства начинают готовить к супружеской жизни. Перед первой брачной ночью ортодоксальная еврейка должна совершить ритуальное омовение в микве (что-то вроде маленького бассейна). Это называется обрядом очищения. После каждой менструации женщина опять-таки должна выкупаться в священной воде, и только после этого ей разрешается вступать в интимные отношения с мужем.

    

     Дежурный жених

    

     В правилах клуба записано, что лица, ищущие интимных отношений вне брака, сюда не допускаются. Замеченные в проявлении подобных интересов автоматически исключаются.

     — Несмотря на все предостережения, случаются и осечки, — Белла Моисеевна со вздохом переворачивает страницу в “свадебном” альбоме. С фотографии смотрит рыжий парень в джинсах, а к уголку кодаковского снимка скрепкой приколота “паспортная”, 3х4, фотография девушки с серьезными глазами.

     — Он мне сразу не понравился, — признается Белла Моисеевна. — Почти альбинос, с неприятными повадками. Но видно, что человек несчастный и одинокий. Ни одной девочке он не понравился. Одна приходит после свидания: “У него руки потные!” Другая жаловалась, что он странный какой-то... А тут пришла учительница, лет тридцать, спокойная до апатии и по сравнению с ним — настоящая красотка. Начала с ним встречаться. И пропала из виду. Я звоню ее маме и спрашиваю, как дочка. Мама отвечает: “А она на сохранении лежит...” Я спрашиваю: “Как “на сохранении”? Замуж вышла?” — “Нет”. Этот альбинос ребенка ей сделал, а в загс ни в какую!

     С другой фотографии счастливо улыбается из-под широкополой шляпы женщина в роскошном платье.

     — Наташа ну совсем не верила в эффективность знакомства через брачное агентство. Всего добилась сама, бизнесвумен, уверенная в себе. Такая, сразу видно, не пойдет за первого встречного. Привела ее к нам тоже мама. Сидит, анкету заполняет и губы кривит. А в это время в соседней комнате ждал, пока я освобожусь, один из наших женихов, он к нам уже три года ходил, все не мог найти достойную. Парень веселый, компанейский, девушкам нравится. А он и в ус не дует, то с одной повстречается, то с другой — и не женится. Так вот, сидит он в соседней комнате, а Наташа анкету заполняет, и вдруг он как подскочит прямо к ней: “Приятно познакомиться! Я дежурный жених”. Мы со смеху попадали. И такая у них любовь пошла, что водой не разольешь! Поженились.

    

     “Золотко мое, тебе письмо!”

    

     Белла Моисеевна заметила, что обычно пары женятся месяца через четыре после знакомства, от силы — через год. При совершении религиозного обряда бракосочетания — хупы — раввин зачитывает “брачный контракт”, составленный еще две тысячи лет назад. Муж обязуется жену поить, кормить, одевать и всячески о ней заботиться, а в случае расторжения брака выплатить ей неустойку в серебряных монетах. Серебро сегодня стоит недешево...

     В советские времена прежде, чем совершить обряд бракосочетания, молодые должны были зарегистрироваться в загсе, государство религиозных браков не признавало. Сегодня получить благословение раввина можно и без штампа в паспорте. Зато и развестись стало сложнее. Естественно, что в синагоге будут всеми силами противиться разрушению семейных уз. Это не то что в ЗАГСе, где достаточно заявить о несходстве характеров. Причина для развода супругов-евреев должна быть основательной. Например, супруг или супруга бесплодны и на протяжении восьми лет не произвели на свет потомка. Или если доказана измена. Говорят, когда-то за неверность казнили...

     Чтобы развестись с опостылевшим мужем или женой по религиозному канону, нужно получить от второй половины разводное письмо. Написанное по доброй воле. Некоторые наотрез отказываются давать свободу мужу или жене. А без такого письма брак считается нерасторгнутым.

     ...Тот еврей в соломенной шляпе, видимо, запал мне в сердце. В шутку спросила Беллу Моисеевну, а нельзя ли и мне приискать жениха в картотеке клуба. Корреспонденту “МК” вежливо отказали. За отсутствием еврейских кровей.

    

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру