КАК РАЗБИТЬ 3000 ЯИЦ

16 декабря 2000 в 00:00, просмотров: 281

  В эти дни в пансионате Телецентра возле озера Круглое проходит Всемирная конференция общественного телевидения со сложным названием ИНПУТ. Во уже пять лет как Россия и все страны бывшего СНГ стали членами этой организации.

     Пять лет подряд здесь собираются киношники и в течение недели смотрят фильмы, обсуждают их достоинства и недостатки. По непонятным причинам только в этом году ИНПУТ решился обнародовать свою деятельность перед прессой. И все диспуты о том, есть у нас документальное кино или нет, сразу рассыпались в прах. По крайней мере в моих глазах. За неделю мы посмотрели более 50 теле- и кинофильмов, документальных и игровых. Правда, режиссеры-документалисты утверждают, что все кино — игровое, а те, кто делит фильмы на неигровые и игровые, попросту говоря, люди несведущие.

     Фильмы, отобранные на этой региональной конференции, поедут в начале года в Италию. Там международные “шоп-стюарды”, эксперты, просмотрят работы, собранные со всего мира, и отберут из них около ста самых лучших для участия во Всемирной конференции, которая в этом году состоится в Южной Африке. Она проходит поочередно во всех странах мира.

     Интересно, что обязательным условием участия в конференциях является присутствие автора. Он должен сам представлять свою работу, а потом отбиваться от любителей выражать свое мнение вслух. После просмотра авторы встают перед залом, будто обнаженные. Как только их не бичуют, каких только вопросов не задают! Обсуждение иногда длится дольше, чем сам фильм. Много споров вызывает вопрос о том, где проходит грань между кино и репортажем, высоким искусством и журналистикой.

     Нынешняя конференция собрала очень разных людей: Геннадий Полока, Игорь Масленников, Людмила Потапова, присутствовавшие как гости; Павел Шеремет со своим новым фильмом (или репортажем?); маститый документалист Тофик Шахвердиев, снявший новую ленту “Марш победы”. Виталий Манский, вице-президент гильдии документального кино и телевидения.

     Из конкурсных работ можно было выделить немного интересного. В основном удивительно непрофессионально снятые картины, плохо выстроенные, с невычлененным сюжетом. Как будто их снимали сплошь новички, обычно в свою первую картину пытающиеся вложить все, что они знают о жизни. Но все же стоит запомнить некоторые фамилии, чтобы, когда мир заговорит о них, быть в курсе. Это Сергей Лозница, уже ставший призером лейпцигского фестиваля документального кино и получивший “Лавровую ветвь” за лучший документальный кинофильм. Его фильм “Полустанок” длится 26 минут, в нем ничего не происходит, кроме того, что на небольшой станции спят люди в ожидании поезда: женщины, дети, старики, молодые люди. Во сне человек показывает свое истинное лицо, и мало чей сон похож на ангельский: кто-то храпит, кто-то сопит или шамкает губами, честно говоря, большинство выглядят неприглядно. “В древней мифологии считалось, — было сказано режиссеру на обсуждении, — что только боги могли прикоснуться к священному таинству сна. У вас что, совсем нет никаких морально-нравственных ценностей? Или кем вы себя считаете?” — “Богом”, — просто ответил Сергей.

     Много вопросов вызвал часовой фильм Владимира Герчикова “Путешествие в декабре”, продолжение документального сериала РТР о жителях села Кучгуры, который начался еще в 94-м году; “Тотальная симметрия бытия” Владислава Мирзояна, поставившего вопрос ребром: есть ли задница произведение искусства; “Дама с собачками” Тараса Попова (Казахстан) о женщине, собравшей под своим кровом 120 собак. Оппоненты интересовались, не хотел бы он снять фильм о тех, кто разводит крыс или тараканов; “Яичная женщина” Уны Целма (Латвия). Ее героиня 20 лет работает на кондитерской фабрике и занимается тем, что отделяет желток от белка, в день она разбивает три тысячи яиц и обожает свою работу....

     Темой документального кино может стать что угодно. Не надо для этого специально ехать в Чечню, в детский дом или в наркологическую клинику. Эти темы каждодневно дает нам сама жизнь. Главное для документалиста — быть внимательным и профессиональным. Это так просто и почему-то так трудно достижимо...

    





Партнеры