ПИРСИНГ ДЛЯ ПРАБАБУШКИ

22 декабря 2000 в 00:00, просмотров: 616

  ХХ век называют веком революций. А самый массовый и широкомасштабный переворот — “женская революция” — произошел незаметно для истории, без конкретной даты и героических боев. Уже в 1900 году была провозглашена мода на “естественность”. Правда, понимали ее своеобразно: белая кожа (перчатки на руках даже дома), минимум косметики, фигура закована в панцирь корсета. В канун Миллениума мы представляем наш супер-хит-парад: 10 штучек, без которых не могла обойтись дама конца XIX века, и 10 штучек, без которых уже не обойдется барышня заката века ХХ.

    

     Первыми веяния грядущего века почувствовали танцовщицы. Айседора Дункан отказалась от корсета, а Мата Хари исполнила первый, еще целомудренный, с нашей точки зрения, стриптиз. Естественно, дамы тут же сделали выводы: если тело уже разрешено показывать, значит, оно должно быть обязательно красивым. В моду стремительно вошли занятия спортом. Женскими видами считались теннис, стрельба из лука, гольф — играть в них можно было и в длинной юбке. Дамы посмелее осваивали велосипед и плавание. В модных журналах появились выкройки специальных костюмов: велосипедных юбок и даже юбок-брюк (хотя последние считались неприличными и их прятали под длинным пальто). Покруче мини были тогда купальные костюмы из сатина с множеством рюшей и обязательным дополнением в виде черных купальных чулок. А дамские издания пестрели рекламой “новоизобретенных американских компактно-гимнастических приборов системы доктора Фелани для укрепления и наращивания мышц”. Но вообще-то дамы попроще продолжали наращивать мышцы традиционным способом — с помощью домашней работы. Потому большим успехом у читательниц пользовались пособия под названием “Искусство стирки” или “Вегетарианская кухня, наставления к приготовлению более 800 блюд, хлебов и напитков для безубойного питания”. Некоторые суфражистки, правда, пытались найти работу, — самыми популярными женскими курсами были бухгалтерские, педагогические и сестер милосердия.

    

     10 штучек 1900 Г.

    

     1 В женской одежде начала века еще царил корсет. Идеальная женская фигура должна была анфас напоминать песочные часы, а в профиль — букву S. Желательно, чтоб талия была не более 43 сантиметров (У Людмилы Гурченко в фильме “Карнавальная ночь” подобный размерчик. Актриса вспоминает, что “талия была меньше головы”). В конце же ХХ столетия звездам (Шер, к примеру) стало проще удалить пару лишних ребер, чем мучиться в панцире из китового уса с металлическими пружинами по бокам.

     2 А соблазнительность формам в 1900 году вместо силикона придавали банальные подушки. Только специальной формы и маленького размера. Их подвязывали под юбки, — чтоб попка выглядела посимпатичнее. Видимо, тут Чарльз Ворт, придумавший эту моду, руководствовался то ли теорией Дарвина, то ли голосом самих далеких предков. Потому как больше всего этот турнюр напоминает красные наросты на “пятых точках” некоторых видов обезьян. А для увеличения груди даже благонравные матери семейств зачастую применяли... пирсинг. Да, да, носили в сосках металлические колечки, — считалось, что они поднимают грудь.

     3 Чтобы хоть как-то уравновесить откляченную попку, модницам приходилось носить огромные, сдвинутые вперед, шляпы. Из-за массы наворотов сии уборы были неподъемными. Потому шея укреплялась специальными жесткими воротниками или украшениями типа собачьих ошейников.

     4 На рубеже веков у дам наконец-то появилось свое, отличное от мужского, белье. Шили его из батиста или шелка. Нововведение так понравилось, что лифчики придумали даже для девочек 2—4 лет. А дамам постарше в каждом номере модных журналов предлагали десяток панталон и “бюстодержателей” разных форм. Бельевая мода развивалась быстро, — так, в 1901 году издание “Новейшие моды и рукоделия” дает уже выкройку “панталон реформированного фасона” — с отстегивающимся спереди и сзади кушаком. Но до бикини еще ой как далеко!

     5 Зато шелковые, с вышивкой ажурные чулки были не менее эротичны, чем современные колготки. Хотя мужчинам увидеть их вряд ли удавалось, — сию красотищу прятали под длинные юбки, зачастую украшенные шлейфом. Как раз были изобретены специальные вязальные машины, причем многие дамы стремились их тут же закупить (видимо, чулки рвались не реже современных). Объявления тех пор гласят: “Чулочно-вязальные машины в магазине купца Свиридова уже закончились, завоз новой партии товара ожидается после Пасхи”. Самые смелые модницы уже рискуют надевать ажурные чулки, большей частью кружевные, с узорами (райские птицы, цветы, усы насекомых, а иногда даже со смелыми символами — якоря, паутина). Делали их из шелка и флера (тонкого хлопка). А дамы побогаче даже украшали их драгоценными камнями.

     6 Ни одна нормальная дама не могла в 1900 году обойтись и без зонтика. Причем боялись красавицы не столько дождя, сколько солнца. Даже легкий загар в хорошем обществе считался недопустимым.

     7 Потому наиболее популярными косметическими средствами были отбеливающие кремы на основе мышьяка и свинца (!). Дамы готовы были травиться, лишь бы не выглядеть, как какие-то там загорелые простолюдинки. Лицо прятали даже в доме — от огня в камине — так, на всякий случай. Особенно не повезло рыжим, дамские журналы той поры отвечали на их слезные письма: “радикальных средств для уничтожения веснушек нет”. Главным средством декоративной косметики была белая рисовая пудра (или пудра на основе окиси цинка) и синий карандаш, — им дамы подрисовывали голубые жилки на висках и шее. Вообще-то именно в начале века феминистки легализовали косметику, которая до этого считалась принадлежностью куртизанок и актрис. Особенно тяжко приходилось звездам зарождавшегося кинематографа: чтобы лицо на черно-белом экране выглядело четко, его приходилось раскрашивать коричневым и голубым тональным кремом. Сердца же простых горожанок завоевали в первую очередь театральная помада и краска для ресниц и бровей.

     8 Красивыми в начале ХХ века считались только кудрявые волосы (обладательницам прямых приписывали своенравный и взбалмошный характер). В описании причесок упоминались либо “волнистые”, либо “сильно волнистые” волосы. Поэтому практически каждой даме были необходимы щипцы для завивки или металлические бигуди, которые нагревались над огнем. Естественно, от такой экзекуции шевелюра заметно редела, поэтому накладные пряди были у модниц в порядке вещей. А вот на что отваживались только самые смелые — это изменение цвета волос (общество сурово осуждало “крашеных”). В 1900 году последним писком французской моды была хна.

     9 “Вся такая воздушная, к поцелуям зовущая” идеальная дама образца 1900 года и благоухать должна была соответственно. Потому самыми популярными ароматами были естественные запахи цветов — лаванды, фиалки или сирени. Российский парфюмер Остроумов выпустил специальные духи “Мелодия цветов”, в которых каждому аромату соответствовала одна из нот гаммы, — считалось, что запахи сочетаются между собой, как звуки в аккордах. А инструкцией по “применению” служило произведение композитора Фельдмана. Уже на рубеже веков рекламщики и придумали привлекать внимание дам к парфюмерным новинкам, используя авторитет “звезд”. Так, Сара Бернар подарила свое имя крему, в состав которого входили розовая вода, ореховое масло и алюминий. Совсем как в наши дни, модные журналы выспрашивали у актрис секреты красоты. Пожалуйте, рецепт от несравненной Сары: ежедневная ванна с добавкой 4 фунтов отрубей и 0,5 фунта лекарственного алтея.

     10 Судя по периодике начала ХХ века, ни одна уважающая себя дама не могла обойтись без нитки с иголкой. Страницы светских журналов того времени пестрят советами, как сделать “помпадур для хранения шелков” или “дорожный рабочий ящик” и бесконечной рекламой разнообразных швейных принадлежностей, манекенов и “рабочих раздвижных корзин”.

    

     10 штучек 2000 Г.

    

     1 Противозачаточные средства — одно из самых главных достижений ХХ столетия. Столь милый сердцу графа Толстого образ “самки”, целиком зависящей от мужа-кормильца, постепенно уходит в прошлое. Теперь умная дама сама может планировать собственную судьбу. В начале века предохранялись дедовскими методами: на самом интересном месте прерывали любовные утехи. Еще дамы пили настойки из пастушьей сумки, подорожника, можжевельника, гороха, сок зеленого кокоса и ананаса. Спасительным средством для ветрениц был майоран: его смесь с медом заменяла современные мази да гели, которыми и обрабатывали шерстяной тампон — прародитель тампакса. К тому же считалось — выпьешь во время менструации крепкий чай из майорана — и целый месяц можешь не предохраняться. Но прогресс в интимных делах чувствовался: появились кожаные презервативы, в 1905 году придумали специальные золотые, серебряные или шелковые струны-петли, а в 1908 — шеечные колпачки. Вообще-то уже в изданиях 1933 года было перечислено около 180 спермицидных средств.

     2 Если судить по количеству рекламы, то кажется, что без прокладок да тампаксов нашей женщине не прожить ни дня. Даже удивительно, как раньше дамы без них обходились. Мороки-то сколько было: бандажи носили, специальные тряпочки застирывали да гладили. Ведь современный тампакс был введен в моду только в 30-х годах нашего столетия. Кстати, именно он позволил сделать купальник более облегающим, — “критические” для пляжного кокетства дни остались в прошлом.

     3 Сегодня женский гардероб, наверное, немыслим без джинсов. А ведь дамы впервые их надели только в годы Второй мировой. Тогда многие американки встали к станку, и, заботясь о состоянии их туалетов, государство предложило спецодежду: комбинезоны или джинсовые брюки. Мэрилин Монро в своей книге удивляется недальновидности фабричного начальства: засунуть девушку в сексуальные джинсы, по мнению Мэрилин, “это все равно что позволить работать ей в колготках, особенно если она умеет их носить”. А Элла Памфилова вспоминает, как в 1975 году в стройотряде в Югославии она купила свои первые джинсы: “Все девчонки мне завидовали, а ребята смотрели вслед. Еще бы, на мне были сине-голубые джинсы и деревянные сабо! Огромный клеш подметал асфальт, но зато как модно”.

     4 Мини-юбки носят далеко не все наши современницы. К примеру, актриса Ирина Апексимова говорит: “Терпеть их не могу ни на себе, ни на других”. Но все же именно они стали визитной карточкой красотки конца ХХ века. А вот певица Алена Свиридова обожает подобные юбки: “Мини надо носить, когда хочешь быть в центре внимания. Оно пробуждает в мужчинах такое галантное (без всякой пошлости), куртуазное отношение. У меня есть любимая черная кожаная юбка с двумя молниями, которую сшил мой приятель. Ношу ее лет шесть, — люблю вещи, которые всегда остаются актуальными. Так вот, когда надеваю эту мини-юбку, тут же повышается настроение”.

     5 Количество жизненно необходимых моднице парфюмерно-косметических примочек исчисляется уже не одним десятком разных штучек. Однако женское большинство по-прежнему отдает предпочтение классическому набору из помады и туши для ресниц. Цвет ногтей, волос и даже глаз, в принципе, можно менять хоть каждый день — были бы деньги. Наконец-то ветреная женская душа может быть довольна. Но старые рецепты популярны и сейчас. Так актриса Наталья Крачковская признается, что чудодейственный крем для кожи готовит только сама — рецепт, который она хранит в секрете, достался еще от бабушки: “Могу только сказать, что делаю его на основе растительных масел, крапивы. В зависимости от времени года добавляю разные дополнительные ингредиенты. Маски тоже готовлю сама, чаще всего стягивающие. Из декоративной косметики постоянно пользуюсь только голубыми тенями”.

     6 Современные феминистки, в пику своим предшественницам начала века, уже отстаивают право ходить не только без косметики, но и с небритыми подмышками (удалять растительность надоело даже Джулии Робертс). Для наших интеллигентных прапрабабушек сие было недопустимо. Правда, электроэпилятора у них не было, и потому в ход шли пинцет, бритва и такие орудия пытки, как лампа для выжигания волос (зачастую сгорала и кожа) или густая паста из сахара, лимона и воды.

     7 Видимо, все внимание конструкторской мысли было в ХХ веке сконцентрировано на кухне — придуманы электрический утюг, кухонный комбайн, холодильник. Конечно, и в 1901 году можно было почистить ковры с помощью пылесоса — огромного прибора (один шланг — метров 250), который возила специальная команда на нескольких лошадях. Актриса Ольга Анохина считает, что без современной бытовой техники ей пришлось бы завести целый штат домработниц: “Например, сейчас ставлю спектакль по Оруэллу — “1984”, работаю без выходных, день и ночь. Потому на ходу, практически одновременно загружаю посудомоечную и стиральную машины, включаю микроволновку, и бегу к своему главному помощнику — компьютеру (8), писать новый сценарий, общаться с коллегами в Интернете. А вот машину (9), к сожалению, пришлось оставить — нет времени и сил стоять в пробках, — на метро-то получается быстрее”. “Мы стали заложниками прогресса, — поддерживает певица Натали, — и без машины жизни не представляю, и пробки замучили. Один раз из-за этой толкотни опоздала на концерт на 4 часа. Хорошо, была “сборная солянка”, и я успела к самому финалу, выступала последней. К счастью, в наше время у всех есть телефон (10), — хоть с друзьями успеваю пообщаться в дороге, по сотовому”.

     Но главное женское приобретение ХХ века (если сравнивать дамские издания начала и конца столетия) — это мужчина. “Хотя настоящие Мужчины встречаются все реже”, — констатирует Татьяна Шмыга. Но, несмотря на свой успех и самостоятельность, певица своей жизни без настоящего рыцаря (критерии вечные — ум, доброта и порядочность) не мыслит.

    



    Партнеры