АУ-92!

5 января 2001 в 00:00, просмотров: 659

  Королевы советских бензоколонок, воспетые в кинофильме с одноименным названием, гордились уникальной способностью отечественных АЗС принимать (и не давиться), отстаивать (и не засоряться) все что ни попадя: от смешанного из трех марок бензина — до бензина, замешанного на грязи. Ведь в условиях государственной монополии на продажу топлива потребитель бензинового суррогата капризным не слыл, ибо счастлив был, что, победив трехчасовую очередь, залил в свой голодный бензобак хоть что-нибудь.

     В эпоху Ильи Колерова, с наступлением частных АЗС, очереди за топливом поубавились, а потом исчезли и вовсе. Однако вопреки теории перехода количества в качество почти неизменным, как выясняется, осталось только... качество.

     По данным Российского топливного союза, на столичном рынке доля топлива, несовместимого с высоким званием “бензин”, сегодня составляет почти 30 процентов. Это значит, что нефтяные короли и королевы потчуют наши автомобили некондиционным бензином при каждой, условно говоря, третьей заправке. Не нам, впрочем, роптать: за пределами столицы — в московской области — доля продаваемого на АЗС суррогата составляет почти... дышите глубже! — половину. А в отдаленных от мегаполиса городах — порядка 80 процентов!

    

     Писает в глаза — говорит “Божья роса!”

    

     Бензин сомнительного происхождения варится по всей России в железнодорожных тупиках по принципу “ложкой дегтя бочку меда не испортишь”. Вместо меда выступает... дешевый полуфабрикат для нефтехимической промышленности, так называемый прямогонный бензин, представляющий собой промежуточную фракцию с октановым числом всего “56”.

     ДЛЯ СПРАВКИ (строго научно). Октановое число (ОЧ) — показатель детонационной стойкости бензина, характеризующий его устойчивость к самовоспламенению в рабочей камере двигателя, сопровождаемому образованием ударных волн. Двигатель любого автомобиля оптимизирован заводом-изготовителем под топливо с определенным ОЧ, которое указывается в техническом паспорте автомобиля. Использование бензина с ОЧ ниже рекомендованного вызывает снижение мощности и характерный резкий металлический стук в двигателе. Регулярное использование низкооктанового топлива при резком увеличении нагрузки на двигатель может привести к его выходу из строя.

     Прямогонный бензин, абсолютно непригодный для автомобильных двигателей, продается в Москве за милую душу. Дабы придать ему вид настоящего и вытянуть за уши его “потребительские свойства”, народные умельцы щедро заливают в бензиновый полуфабрикат, в частности:

     НАФТАЛИН. Это испытанное средство от моли, как ни странно, повышает октановое число. При этом оно образует в топливной системе в невероятных количествах нагар, кристаллизуется, забивает шланги, бензонасос и форсунки инжектора. На судьбу двигателя оказывает то же влияние, что и на моль.

     СПИРТ. Его смесь с бензином вызывает коррозию металла и съедает резиновые прокладки в двигателе.

     АЦЕТОН. В качестве присадки в бензин вызывает те же казусы, что и спирт.

     ТЕТРАЭТИЛ СВИНЦА. Запрещен к использованию в Москве, ибо при сгорании дает крайне вредный для окружающей среды выхлоп. Однако неизменно присутствует в пятой части продаваемого в столице бензина.

     ЖЕЛЕЗОСОДЕРЖАЩИЕ и МАРГАНЦЕВОСОДЕРЖАЩИЕ присадки. Их применение вызывает характерный рыжий нагар в цилиндрах, приводит к выходу из строя свечей, резко сокращает срок службы двигателя.

     Опытные водители утверждают, что при заправке следует смотреть на бензин в оба, ибо суррогат можно распознать по слабо выраженным цветовым оттенкам. Менее опытные считают, что надо дышать полной грудью, ибо можно унюхать запах нафталина. Специалисты же уверены, что определить качество бензина или его октановое число на глаз, а тем более — на нюх, без глубокого и весьма дорогостоящего лабораторного анализа, к сожалению, НЕВОЗМОЖНО!

     Этим, собственно, и пользуются бензиновые аферисты. Совсем недавно в Петербурге, например, был обнаружен бензин А-76 с октановым числом в действительности 44. И даже опытные эксперты после лабораторных исследований так и не поняли, из чего и в каком “мочевом пузыре” эта гадость была сварена.

     Народные умельцы, сами того не желая, подтвердили весьма мудрую сентенцию: если в бочку меда добавить ложку дерьма, то получается бочка... дерьма.

    

     “Мы штрафы готовы платить вперед!”

    

     Нельзя сказать, что ревизоры смотрят сквозь пальцы — они ежедневно разъезжают по столичным АЗС в специально оборудованных автомобилях и за один рабочий день проверяют около 12 автозаправок. За год, таким образом, каждая столичная станция подвергается ревизии московской транспортной инспекции примерно два раза в год. Из 700 московских АЗС ежегодно выявляется не более полусотни жуликоватых станций. Причина почти полного “благополучия” известна: об инспекторских проверках разведка нередко доносит заранее. Да и соблазн “прозевать” махинацию у бедного ревизора слишком велик.

     Впрочем, даже при явном совпадении финансовых интересов владельцев АЗС и низкооплачиваемых ревизоров проверки кое-что дают. Недавно проведенная транспортной инспекцией столицы крупномасштабная ревизия всех столичных продавцов моторного топлива показала, что в 424 пробах бензина 53 не соответствуют заявленному октановому числу, тетраэтилсвинец присутствует в 9 пробах, сера — в 23, бензол — в 7, железосодержащие присадки — в 5 пробах.

     Из приведенной ниже таблицы (частичная выборка) видно, что некоторые московские торговцы бензином испытывают просто сексуальную страсть к суррогатам и стойкое желание умертвить наши автомобили.

     Среди не слишком чистоплотных фирм оказались и ОАО “Би-Газ-Си”, ООО “Акир Ойл”, ЗАО “Тверь Экспресс”, ООО “Магеллан”, ООО “Уником”, ЗАО “Лаун”, ООО “Интероргсинтез”. По итогам проверки они понесли самое суровое наказание из всех, предусмотренных действующим законодательством, — в виде штрафа.

     И расстались в пользу государства с умопомрачительной суммой — о, ужас! — в размере... 168 рублей.

    

     “Я понял, что это обман. Только не понял, что оптический”

    

     Отдельно взятые владельцы АЗС провозгласили лозунг “За гуманное отношение к водителю-кормильцу!” и, дабы уберечь автомобили от некачественного бензина, решили этот самый бензин недоливать. Соблазну экономии поддались даже те, чей бензин вполне пригоден для употребления.

     На этом фронте борьбы за свой кошелек преуспели короли АЗС в провинции, то есть там, где до сих пор еще стоят советские бензоколонки со стрелкой. Их манера — сначала показывать количество отпущенного литра, а лишь затем его сливать — лихо начала использоваться заправщиками. Натренированной рукой они останавливают подачу бензина в тот момент, когда стрелка едва ляжет на “заказанную” цифру, а последний литр еще не слит.

     В Москве же, где довоенные советские бензоколонки уступили место навороченным аппаратам зарубежного производства, обжуливать таким образом стало невозможно. Но и московская “голь на выдумку хитра”. Последний литр, который, впрочем, может оказаться не литром, а двумя, и спрятаться в чреве длинного шланга, не пропадает почем зря: работники некоторых АЗС сливают остатки в специально предназначенную для этого емкость, порой накапливая за сутки от 100 до 200 неучтенных литров.

     Особо находчивые аферисты... прокалывают шланг. В результате продырявливания он начинает подсасывать воздух, из-за чего воздушная пробка при каждом отпуске бензина перекрывает дорогу примерно 200 граммам топлива и тем самым ежедневно увеличивает на АЗС неучтенные запасы горючего более чем на 300 литров.

     АЗС средней руки столь примитивными способами чаще всего брезгуют. И на службу их интересам приходит механизм куда более изощренный.

     Дабы застраховать себя от возможного недолива топлива у поставщиков, владельцы АЗС на новом оборудовании уменьшают объем поршневой камеры. А учитывая, что существующие стандарты допускают погрешность работы колонки плюс-минус 50 миллилитров на 10 литров, то на 50 сэкономленных мл набегает солидный барыш.

     Более продвинутые воруют изысканно и виртуозно. Они нанимают хакеров, которые взламывают центральный компьютер АЗС, после чего “перевоспитанный” компьютер дает команду бензоколонке залить 29 литров бензина, а лоху-водителю продемонстрировать в “окошке” 30.

     Впрочем, самые невероятные способы воровства их авторы хранят в строжайшей тайне...

    

     “К нам едет ревизор! Готовьтесь...”

    

     Владельцы АЗС нередко переводят стрелки на поставщиков топлива, коих у Москвы, например, около 100 со всей России. И в этом жесте есть сермяжная правда. Ведь контролировать деятельность нефтебаз транспортной инспекции куда как сложнее, нежели работу АЗС. Ибо для начала транспортная инспекция обязана направить нефтеперерабатывающему заводу письменный запрос типа “5 января в 16.00 приедем вас проверять. Вы уж приготовьтесь...”.

     И те, разумеется, готовятся...

     В числе благонадежных, неприятности от проверок которым угрожают не более чем Моська слону, сегодня пребывают немногие. Лавры достались пока лишь нефтеперегонным заводам в Рязани, Омске и Уфе. Им в большинстве своем и отдают предпочтение продавцы. Знаменитая компания “ВР”, например, продает в столице... нет, вовсе не бензин из туманного города Лондона, а самое обыкновенное, но не уступающее по качеству британскому, уфимское топливо.

     А посему знающий автовладелец перед заправкой на АЗС обязательно спросит у оператора: “А не урюпинский ли у вас бензин?”

    

     Для рожденных под знаком качества

    

     После очередной тотальной проверки столичных АЗС московский мэр взялся за голову и с экрана телевизора заявил: “Мы объявляем жуликам террор!” У добросовестных владельцев АЗС и производителей высококачественного бензина едва не брызнули слезы умиления.

     Но террор, увы, не получился.

     Более того, у прямогонного бензина с добавками возник вполне реальный шанс стать лидером продаж, ибо с увеличением 1 января 2001 года акцизов на моторное топливо в 3 раза и, как следствие, некоторым его возможным удорожанием, такой бензин, не облагаемый акцизом, посулил махинаторам уже не прибыль, а сверхприбыль!

     И потому за дело взялись сами владельцы АЗС.

     На днях правительству Москвы президент Московской топливной ассоциации Сергей Борисов представил проект программы, призванной обеспечить контроль качества топлива и защитить столичный рынок от некачественных нефтепродуктов.

     Одобренная столичным правительством программа, как ожидается, уже в самое ближайшее время принесет москвичам первый вздох облегчения. Ибо в соответствии с ней каждому владельцу АЗС будет предложено пройти добровольную сертификацию, то есть заявить о себе как о добросовестном продавце качественного продукта, подвергнуться тщательной проверке “на вшивость” и в случае несомненного успеха получить отличительный Знак качества.

     Продавцы суррогата, как предполагается, будут вытеснены таким образом с топливного рынка самым естественным образом, ибо только наличие при въезде на АЗС Знака качества будет гарантом того, что после заправки двигатели автомобилей не отдадут концы по причине несварения “желудка”.

     Вместе с тем столичный градоначальник по инициативе Московской топливной ассоциации направил главе кабинета министров Михаилу Касьянову предложение по борьбе с аферистами, использующими прямогонный и технологический бензин. В случае принятия Правительством России такого предложения прямогонный полуфабрикат будет облагаться акцизом наравне с готовым для употребления моторным топливом, сделает жульнический бизнес крайне невыгодным и не позволит аферистам залить “ослиной мочой” по уши всю Москву.

     И если создатели такого механизма не поддадутся соблазну за определенную мзду приторговывать Знаками качества, если разработанный ими кодекс чести владельца АЗС воистину станет их Библией, мы вправе ожидать передела столичного бензинового рынка с переходом достаточного количества в необходимое качество...

    



    Партнеры