ПРОДАВЦЫ ВОЗДУХА

  “Поздравляем, вы выиграли приз!” — подпрыгнув от восторга, защебетала распространительница рекламных буклетов. Отловив нас с другом посреди популярнейшего у москвичей и гостей столицы торгового центра “Охотный Ряд” и всучив нам два буклета с пальмами на обложке, она тут же, потерев монеткой в нужных местах, стала свидетельницей редкой удачи. Девица выпалила отлетающую от зубов скороговорку о том, что это первый ценный выигрыш за прошедшую неделю и упускать такой шанс никак нельзя. А может быть, и вправду нельзя, ведь дорогие подарки на дороге не валяются?..

    

     Юный рекламный агент пояснила, что для получения как минимум фотоаппарата и как максимум стиральной машины-автомата или бесплатной поездки за границу требуется всего-навсего посетить их туристическую выставку, что расположена тут же, среди магазинов торгового центра. Передав счастливчиков “гиду”, она удалилась на поиски очередных жертв.

     Экспозиция представляла собой зал, заставленный столами, за несколькими из которых сидели посетители в обществе индивидуального “экскурсовода”. Наш консультант сообщила, что для получения подарка требуется прослушать (?) выставку продолжительностью 50 минут. Как мы и предполагали, речь пошла о таймшере, вернее, о клубном отдыхе, что в принципе одно и то же. Каждый из сотрудников фирмы при слове “таймшер” из наших уст начинал картинно открещиваться ото всех этих жуликов и обманщиков доверчивых граждан и делал акцент на честном клубном отдыхе. Девушка предложила нам заполнить анкету: как часто отдыхаете, сколько тратите денег, где хотели бы побывать в ближайшее время... И узнав, что я с удовольствием отправилась бы в Англию, а мой спутник — в Бразилию, предложила... начать с острова Тенерифе. Оказалось, что перед фирмой стояла задача — распродать недели отдыха именно на этой жемчужине Канар. Меня же интерисовали детали очередной таймшерной волны, накрывшей наших граждан.

     На дворе стоял воскресный день, поэтому, желая побыстрее завершить это “культурное” мероприятие, мы сразу решили уточнить сумму первоначального взноса и поскорее изучить текст контракта. Девушка широко распахнула глазки, недовольно скривила губки и объявила, что этого она не знает и что мы нарушаем традиционную схему “выставки”. Наше, мол, дело слушать, а уж потом задавать вопросы.

     Консультант принялась расписывать прелести системы клубного отдыха, выводя на листе бумаги все новые цифры, свидетельствующие о ее явном преимуществе перед обычным “одноразовым” туризмом. К концу первого часа выяснилось, что для получения пожизненного (также передается по наследству) права одну неделю в году — причем не любую, а вполне определенную, например, 32-ю по счету от 1 января, — проводить в двухместном номере на Тенерифе необходимо ежегодно платить 282$. А поскольку мы станем членами клуба, то так же сможем отдыхать на всех 1800 курортах некой английской компании по обмену, который стоит 110$. Итак, выгода налицо: тратя ежегодно всего 282$ на двоих (в случае обмена курорта еще 110$), проводишь неделю за границей.

     На втором часу “прослушивания” выставки голова пошла кругом от постоянно звучащей музыки и выступления консультанта, которая, подобно цыганке, завораживающей клиента своими витиеватыми загадочными речами, выводила на листе бумаги десятки цифр и твердила о предоставляемых льготах: 30%-ная скидка от общей стоимости по случаю пятилетнего юбилея компании — сегодня как раз последний день торжества, длящегося вот уже две недели, — и обладание некой Золотой картой, дающей дополнительно целый список всяких благ. Наконец по представлению сотрудников предприимчивой компании клиенты “созрели”, и нам “выдали” финансового менеджера.

     Сей обладатель магических цифр наконец-то приоткрыл завесу таинственности. Первоначальный взнос по пожизненному контракту составлял 13200$. Но, учитывая небывалые скидки, вскоре она превратилась в 9282$. Поскольку сумма выплачивается постепенно в течение года, для начала, причем сегодня же, необходимо уплатить 500$ и непременно наличными, никаких карточек. На обдумывание столь серьезной сделки времени давалось порядка тридцати минут, которые якобы оставались до закрытия офиса. В противном случае все фантастические льготы сгорали. К вопросу об окончании рабочего дня стоит отметить, что просидели мы там еще часа полтора, а народ все прибывал и прибывал. Кстати, оказалось, что через два дня народ почему-то все еще продолжали завлекать на ту же приманку, видимо, позабыв о том, что торжество уже окончилось.

     Пошел третий час, а заслуженного приза все не было. Видя нашу нерешительность, финансовый менеджер “выкидывал на прилавок” новые, как ему казалось, более выгодные варианты контракта: и пробный на 3 года, и даже одноразовую поездку для ознакомления с местностью. При этом говоря исключительно шепотом и намекая на то, что все вышепредложенные блага лишь для нас одних. Затем к делу приступил юрист, рассекретив наконец текст договора. К тому моменту, когда перед глазами “победителей” оказывается сия бумага, любой здравомыслящий человек уже не способен не только что-либо соображать, но и просто воспринимать написанное.

     Пока я изучала контракт, мой спутник, чуть ли не с боем вырвавшийся покурить, вернулся с очередным ну-у очень редким призовым буклетом, которым его одарила уже другая распространительница “удачи”. Раздраженные сотрудники фирмы поведали, что на одну пару два подарка не положено, и, разорвав у нас на глазах счастливый билет, выбросили его в урну.

     Интересно, что за три с лишним часа вся эта компания с целью склонить нас к подписанию контракта чего только не наговорила. Так, например, девушка-“гид”, отвечая на один из главных вопросов для владельцев таймшеров — о возможности его перепродажи, — заверила, что как только мы изъявим такое желание, тут же будет составлен соответствующий договор. Когда я попросила у юриста текст подобного контракта, он заявил, что компания занимается исключительно реализацией недель отдыха и никаких гарантий по их перепродаже не дает. “А о том, что там наврала наша девушка” он ведать не ведает. То, что вся многочасовая болтовня имеет единственную цель — поскорее распродать злосчастные недели незабываемого отдыха, подтверждает пункт предлагаемого к подписанию контракта, свидетельствующий о том, что сказанное в устной беседе ничего не значит.

     Дать информацию об агентствах, принимающих таймшер к вторичной продаже, он также отказался, заметив, что это секретная информация и ни в одном справочнике мы ее не найдем. Дабы поймать торговцев на лжи, далеко ходить не надо — достаточно пробежаться по рекламным объявлениям в первой попавшейся газете, пестрящей телефонами подобных фирм. А чтобы убедиться в том, что избавиться от этого “подарка” судьбы практически нереально, нужно попробовать сбыть свой таймшер или пообщаться с армией тех, кто годами безнадежно ищет покупателя на свой товар.

     Не вызывает сомнения, что в расплывчатом тексте контракта редкий человек разглядит обязательство приобретать авиабилеты и оформлять визы через этих же “благодетелей”. А ведь за этим кроется постоянная и неоправданная переплата. В то время как, покупая тур на Тенерифе через обычную турфирму, вы заплатите за испанскую визу 40$, а за билеты — 280—300$, распространители клубного отдыха будут регулярно оказывать вам те же услуги соответственно за 60$ и 450$.

     И еще одна важная деталь. Дабы простые люди не стали жертвами агрессивной методики сбывания таймшера, фирма должна обеспечить так называемый период охлаждения. То есть человек, подвергшийся подобной психологической атаке, имеет право все как следует обдумать и в течение двухнедельного срока безо всяких штрафных санкций расторгнуть заключенное соглашение. Соответствующий пункт внесен в законопроект “О клубном отдыхе”. Правда, он до сих пор еще не принят. Однако к этому моменту наши таймшерщики подошли весьма деликатно. Во-первых, подписывать контракт сию секунду никто никого не заставляет, если не считать того, что постоянно твердится о сумасшедших скидках, действующих только сегодня. Во-вторых, вы можете его расторгнуть в любой момент, но навсегда простившись с кровными 500$. Как выяснилось, именно в такую сумму оценивается процедура заключения данного договора. В общем, как ни крути, фирма имеет прибыль, причем абсолютно из ничего — из воздуха.

     Когда наше терпение лопнуло и мы объявили о своем желании, получив приз, распроститься с идеей на всю жизнь заключить себя в “застенки” клубной системы, улыбки на лицах “окучивающих” нас людей сменились гримасой разочарованного отвращения и злости. Однако, как и было обещано, нас пригласили в специальную комнату для розыгрыша приза. Из счастливого билетика в компьютер внесли заветные цифры, и через несколько секунд на экране появилось сообщение о том, что мы (как и все до единого читатели, звонившие в редакцию и возмущенные возрождением таймшерной кампании в ее первоначальном ущербном виде) выиграли неделю бесплатного проживания на Тенерифе. Девица с поросячьим восторгом провозгласила редкую удачу и распечатала сертификат на проживание, обязывающий нас приобрести билеты на самолет и оформить визы через организаторов этой “турвыставки”.

     Поздравляем, вы выиграли приз! А теперь для соответствующих пояснений пройдите на нашу выставку...

    

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру