“Дед Мороз, дай мне побольше бабок!”

— Ну что вы так переживаете? Ответит вашему ребенку Дед Мороз, только не так быстро. Объясните ему, что дедушка один, он старенький, а писем приходит много. Дети получают ответы до самого лета. Давно отправили? Значит, скоро получите ответ.

Строгого вида дама в очках только успела положить трубку, как раздался новый звонок. Опять звонили взволнованные родители. А наблюдали мы эту картину в Комитете общественных связей правительства Москвы, который с декабря по март превращается в пресс-службу Деда Мороза. Вы сомневаетесь, что он существует? Зря...

Третий год взрослые тетеньки из комитета играют с московскими детьми (а также с некоторыми взрослыми) в эту новогоднюю сказку. Третий год они поддерживают веру людей в доброго и всемогущего дедушку. Как им это удается? На сей счет разработана целая программа. Но мы и не подозревали, что все настолько серьезно.

Начнем с того, что ВСЕ маленькие москвичи, которые не забыли указать в послании Деду Морозу свой адрес, уже получили или скоро получат ответы. Что будет в конвертах — большой сюрприз. К каждому малышу подойдут индивидуально: какое письмо — таков и ответ. К большому сожалению помощников Деда Мороза (так сами себя называют сотрудники комитета), многие дети не указывают свой адрес и телефон, вполне обоснованно считая, что волшебный Дед и так все знает.

В прошлом году Деду Морозу написали 5 тысяч москвичей, в основном маленьких. Самые душевные письма — те, авторы которых не требуют себе в первой же строчке кучу подарков, а просят Деда позаботиться о своих родных, сами присылают ему в подарок рисунки и поделки. “Прежде всего нам хотелось порадовать этих детишек”, — сказали нам в комитете. Но не у всех, кого хотелось отметить, в конце письма стоял номер телефона. Таких набралось на всю Москву всего 30 человек. Кстати, из них только 15 перезвонили на следующий день — москвичи не очень-то доверяют “подозрительным” звонкам и давно не верят ни в какие чудеса...

Что же пишут дети в этом году? С Нового года детских нетленок набралось уже больше двух тысяч. И это не предел — еще опорожнили не все дедморозовские почтовые ящики. По этим письмам можно составить полную картину нашей нынешней жизни. Тем более что в этом году за анализ детской почты взялись студенты Госуниверситета управления с кафедры социологии. Будущие психологи решили выяснить, как реалии современной жизни влияют на состояние детских душ. И... пришли в тихий ужас. Пейзаж детских желаний меняется каждый год в зависимости от телерекламы. Именно она правит бал в головах представителей “поколения некст”.

Реклама превратила головки наших детей в склад телетоваров. В каждом третьем девичьем письме — заказ на детскую косметику “Маленькая фея”, у мальчиков лидируют “действующие мэны” и “Лего”. Белыми воронами порхают письма (их единицы), в которых дети просят подарить им интересные книжки. Равно как и письма, в которых ребенок мечтает, “чтобы во всем мире был мир, чтобы дети не страдали от голода и болезней”.

Но есть и совершенно очаровательные письма, авторы которых так верят в сказочного героя, что готовы поделиться с ним всеми тайнами. Особенно умиляют послания, где ребенок долго-долго рассказывает о своей жизни, мечтах, проблемах, а в конце скромно приписывает: “Дед Мороз, если сможешь, пожалуйста, будь добр, подари мне... ну если не сможешь, то не надо, я не обижусь”. А в одном конверте была открытка с кошкой и краткая надпись детским почерком: “Дедушка Мороз, я дарю тебе открытку на Новый год!”

Но таких милых детей все же, увы, немного. По сравнению с прошлым годом резко прибавилось черствых, требовательных писем, даже не писем, а просто списков с желаемыми подарками. Из ста писем, которые обработали студентки 2-го курса Настя и Маша, около половины таких “заказов” — даже без элементарных “Здравствуй, Дедушка” и “Поздравляю тебя”...

Неприятно помощникам Деда Мороза читать и письма от взрослых, которые отчетливо понимают, что “Дед Мороз — это мэрия Москвы”, и просят прислать, к примеру, “30 метров сетки-рабицы для дачи”, на которую у них не хватает денег. Или когда родители спекулируют на своем ребенке. Ну разве может 3-летний малыш написать: “Дорогой Дедушка Мороз, сделай нам квартиру”. Честнее было бы этой маме самой написать: “У меня много детей, мы мечтаем о дополнительной жилплощади, помогите...” Тем более что сотрудники комитета имеют право работать с такими тревожными письмами, как с обращениями граждан. Они могут направить письмо в префектуру с просьбой разобраться в ситуации.

Для сравнения нам показали письмо от другой многодетной мамы: “Дорогой Дед Мороз, мы тебя любим, уважаем, нас очень много в одной квартире...”

— Ну, думаем, сейчас тоже жилье попросит, — рассказывает сотрудница дедморозовской пресс-службы. — И вдруг в конце неожиданно: “Пришли нам, дорогой Дедушка, двухъярусную кровать...” Сразу хочется сделать что-то приятное для таких людей.

Еще одна многодетная мама выступила неожиданно: “У меня есть просьба: принесите мне, Дедушка Мороз, для воспитательных целей пилу-ножовку и канистру на 5 литров, пластмассовую”. Неужто детей в “воспитательных целях” будут пытать пилой и обливать бензином из канистры?!

...Мы со студентками просматриваем пачку одинаковых заказов Деду Морозу с отснятой на ксероксе картинкой: со Станции юных техников пришло аж 18 заявок. Сразу отличишь романтика от пижона, кокетку от предприимчивой юной леди.

“Я хочу, чтобы Дед Мороз принес мне много счастья”.

“Подари мне хомячка или крысу. Я буду рад всему”.

“Я хочу джинсовый комбинезон, р. 40—42. Очень хочу!”

“Подари мне кассету Алсу, сумку”.

“Я очень хочу пудру фирмы... Но можно и другой фирмы”.

“Подари мне плейер или телевизор”.

А вот заявка-рекордсмен краткости: “Дед Мороз. Принеси сегу” (кто не сообразил — это игровая приставка такая).

Но лично меня больше всего “прикололи” бумажки с пронумерованными предметами вожделения. Одна выглядела так:

“Дед Мороз, подари:

1. Шубу из козла (бабушке)

2. Галстук (дедушке)

3. Косметику “Маленькая фея” (мне)

4. Косметику (маме)

5. Тушь для ресниц (тете Аде)

6. Какую-нибудь фигню (Диме)”.

Впрочем, этот ребенок хоть родственников не обделил. Есть и длинные списки, где все для себя, любимого.

— Многие дети, да и взрослые уверены, что Дед Мороз — это пункт доставки, — говорят сотрудники комитета.

А может, такая меркантильность наших детей объясняется нехваткой денег у их родителей? Студенты прикинули: где-то из трети писем ясно, что их авторы бедствуют. Читать такие послания очень грустно. Особенно когда ребенок просит не какую-нибудь игрушку, а банальные сапоги...

— Нет, богатенькие дети не пишут письма Деду Морозу, — говорят студентки Настя и Маша. — Не верят они в него, для них всемогущий папа лучше всякого Деда.

Хотя некоторые письма все же выдают “крутизну” их авторов. Одна юная леди проиллюстрировала свой заказ картинками, вырезанными из зарубежного каталога: два набора “Лего” (именно такие, а не другие!), платье, костюмчик и махровый халат. Есть и юные предприниматели, которые коротко и ясно просят Деда Мороза “прислать сто долларов, чтобы отдать долг”.

А вот это письмо — полная противоположность. Читать без слез невозможно. 11-летняя Света прислала Деду Морозу целое сочинение о своей жизни, оформив его в виде книжечки с собственными рисунками. А в конце истории девочка, вежливо поинтересовавшись, как живется Дедушке и что он любит, просит подарить ей: “карманный фонарик, носки (!), книжку, набор из цветной бумаги, клей, ножницы, фломастеры...” Дальше — еще грустнее: “Маме: набор посуды, мне — тарелку, чашку, ложку, новый костюм, юбку, блузку, заколку. Папе: батарейки, новые штаны и ботинки и рубашку. Всем — воздушные шарики и мишуру для елки”.

— Прямо хоть посылку собирай от институтской группы, — вздыхает Настя.

Или такое письмо. 13-летняя девочка, не забыв поздравить Дедушку, просит велосипед: “Если не ты, Дедушка, я никогда не прокачусь на своем велосипеде, я всегда катаюсь на чужих. У нашей семьи нет лишних денег, мне никогда не подарят велосипеда...”

Еще печальнее сталкиваться с “проблемными” детскими письмами (есть такая категория у студентов-аналитиков). Из ста обработанных писем их 10 штук. Дети пишут, как тесно им живется, или рассказывают о своей болезни.

“Здравствуй, Дедушка Мороз! Я, Бобровская Лиза, живу в Новосибирске. Ко мне ни разу не приходил живой Дед Мороз. Я сейчас в Москве, приехала лечиться, я инвалид. Увидела ящик “Почта Деду Морозу”. И захотела написать. Будь здоров, Дед Мороз!”

В чем мы твердо уверены, так это в том, что автор очень скоро увидит живого Деда Мороза. Девочку в числе первых Комитет пригласит на чаепитие с Дедушкой...

— Не обманывают ли некоторые дети Деда Мороза, чтобы разжалобить его, выпросить подарок? — поинтересовались мы у причастных к дедморозовской почте.

И сотрудники, и студенты ответили: нет, такого быть не может.

— Мы перечитали столько писем за три года! Все они абсолютно искренни — поверьте нашему опыту.

Но сказка сказкой, а все же Комитет общественных связей, ой, простите, служба Деда Мороза, не миллионеры и не волшебники. Они не могут одаривать детей дорогими вещами, которые те заказывают. Но многие малыши кроме конверта с ответом получают и небольшие подарочки — книжку, сладкий сундучок... Хотя ребенка и простое письмо от главного сказочника порадует больше, чем все конструкторы и куклы, вместе взятые. Вот что пишет мама двух малышей: “Дед Мороз! Я в тебя очень верю. Я каждый год от твоего имени кладу детям подарки под елку. Очень хочется, чтобы ты написал им письмо”.

Если посмотреть на возраст пишущих, то 80% посланий написаны гражданами от 3 до 12 лет, 7% накатали подростки от 13 до 18 лет, 5% — от 18 до 30 лет и 2% — от 30 до 49 лет. От одного великовозрастного детины пришел прямо-таки крик души: “Дедуля! Я хочу Снегурочку! Ну, ты меня понял, я — девственник...” (имя, фамилия, номер сотового).

Читаем другое молодежное послание, нацарапанное на клочке бумаги: “Дорогой Дед Мороз! Сейчас тут, у префектуры, довольно холодно и писать неудобно! Мы — бедные студенты, но у нас все о’кей. Просьба: сделай так, чтобы в Новый год метро работало круглосуточно! Спасибо. P.S. Деньжат не помешает!”

И на закуску — письма, которые не нуждаются в комментариях:

“Мы, замерзшие люди возле елки, мечтаем и хотим, чтобы наши мечты сбылись. Добрый Дед Мороз! Помоги нам! Мы хотим тепла, света, доброты и счастья! Счастья навсегда!” (Три автографа.)

“Дорогой Дедушка Мороз! Пожалуйста, исполни мое маленькое желание!!! Я хочу в новом году большой чистой настоящей любви!!! P.S. И еще маленького мишутку. Спасибо”. (Без подписи, на выдранной из записной книжки страничке.)

“Уважаемый и любимый Дед Мороз. Очень просим тебя обратиться к начальству клуба “Парк Авеню Диско” с просьбой всем работникам клуба повысить заработную плату! Так как на данный момент она составляет просто смешную сумму, хотя работа ночная, нервная. Заранее благодарны тебе”. (Без подписи.)

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру