ДАЙТЕ В РУКИ МНЕ “ГАРМОНЬ”

23 января 2001 в 00:00, просмотров: 335

  Три недели назад в Москве случилось чудо. В районе Маяковки открылся уникальный музей, а точнее, филиал Музея истории Москвы, который тут же в народе стали называть Гармошкой. Официальное же название нового музея — Музей русской гармоники А.М.Мирека, и своим появлением он обязан удивительному человеку — Альфреду Мартиновичу Миреку.

     50 лет жизни Мирек посвятил изучению, истории и собиранию одного-единственного, но, пожалуй, самого популярного народного инструмента — гармони. В его коллекции около 6 тысяч экспонатов — и самих инструментов, уникальных, существующих иногда в единственном экземпляре, и того, с чем была связана, как оказалось, безумно интересная история русской гармошки. Мирек сам — человек с уникальной судьбой. То ли немец, то ли поляк, он до конца не знает. Пианист по образованию, диссидент по убеждениям, прошел через лагеря и... через всю жизнь пронес любовь к гармошке.

     — Я не чистый коллекционер, я историк. Я храню амбарные книги, где более 3 тысяч адресов, по которым я выяснял эти истории. Исколесил всю страну от и до в поисках фотографий, афиш, дипломов и призов знаменитых русских гармонистов.

     Все случилось, как часто бывает, случайно. Долгое время коллекция хранилась в доме Мирека в Софрине, куда попасть можно было, записавшись месяца за три. Потом огромное собрание еще много лет лежало без движения в московской квартире Альфреда Мартиновича, занимая все свободное пространство. До тех пор пока года четыре назад об уникальном собрании Юрию Лужкову не сказал давний друг Мирека — Юрий Никулин. Дали помещение, без проволочек сделали ремонт, и это стало для коллекционера таким потрясением, что он тут же подарил свое бесценное собрание городу. Галина Ведерникова, директор Музея истории Москвы, постаралась, чтобы новый филиал зазвучал на музейной карте Москвы. И уникальные экспонаты, великолепный дизайн, игровые элементы в экскурсиях уже сделали свое дело — особенно радуются дети, которым позволяют увидеть знаменитую гармонику изнутри.

     — Мы так и встречаем зрителей — с гармошечным язычком в руках, чтобы сразу было понятно, откуда берется звук, — говорит старший экскурсовод нового музея Наталья Вороненко. — А еще сразу подводим их к генеалогическому древу гармоники, у которой более 100 разновидностей. Это и один из древних — китайский шен, прадед органа. И всевозможные концертины, фисгармонии, банданеоны, губные гармошки. Естественно, более современные баяны и аккордеоны.

     Названия зачаровывают. Знаете ли вы, что тальянка раньше была итальянкой, просто “и” со временем пропало? Или “черепашка” — миниатюрная тульская гармошка, некоторые экземпляры которой могли уместиться в ладонях. Тула, как оказалось, не только родина Левши и самовара, но и народной гармошки. В Туле была известная фабрика Воронцовых, работала целая династия Чулковых. А еще по всей России работало огромное количество кустарей — каждый мечтал сделать собственную гармонь. Украшали их и перламутровыми бабочками, и зеркала подкладывали под резьбу.

     В музее все время делаешь открытия. Оказывается, гармонику изобрел органный мастер Франтишек Киршнек. Было это в 80-х годах XVIII века в Санкт-Петербурге. Первыми странный инструмент увидели гости екатерининского сановника Энгельгардта, и был он действительно странным. Одной рукой мастер нажимал на клавиши, другой — растягивал меха. Теперь Альфред Мирек реконструировал первую русскую гармонь. Еще факт: после войны было налажено производство гармоней для одноруких фронтовиков? Сколько сначала сломленных и затем воскрешенных судеб стоит за этим! Взгляд ловит и какие-то смешные мелочи — как, например, афишировали себя гармонисты в разные годы: “Выступает всемирная знаменитость гармонист Петр Невский...”, а дальше следует длинный список званий, наград, вплоть до какого-нибудь ордена некоего хана. А на афишах 50-х можно увидеть: “лауреат конкурса гимнов СССР” (!).

     Интересно, что изумит посетителей музей и через 100 лет — ведь гармошка, баян, аккордеон по-прежнему в фаворе. Наши баяны “Юпитеры” ценятся во всем мире, наши баянисты и аккордеонисты завоевывают самые главные призы на международных конкурсах и полны желания, кстати, выступать и в новом музее, где оборудована небольшая сцена и зал на 70 мест. Буквально послезавтра первый концерт — Виктора Заходяева. Все билеты проданы, но все только начинается.

     Музей гармоники работает по адресу: 2-я Тверская-Ямская, 18, с 10 до 18, кроме понедельника.

    



Партнеры