ОТ “МЕРКУРИЯ” НЕ ОСТАЛОСЬ ДАЖЕ ПАМЯТИ

30 января 2001 в 00:00, просмотров: 259

  Судно, носящее боевое имя прославленного предшественника, кончило свой путь самым бесславным образом, превратившись в морского извозчика челноков и контрабанды.

     Построенный в 1965 году в Польше по заказу СССР теплоход в последние годы курсировал на линии Евпатория—Стамбул, перевозя челноков с их поклажей. “Память “Меркурия” не раз попадал в скандальную историю. Не далее как осенью прошлого года таможенники обнаружили на его борту груз контрабанды. — 90 коробок с флаконами туалетной воды на 5 тыс. $. Товар, кстати, предназначался для реализации в Москве, и организатором подпольной поставки была некая фирма “Эмпреза”. Еще раньше в апреле того же года таможенники, копнув в трюмах и каютах “Памяти “Меркурия”, выловили незадекларированный груз драгоценностей: 175 различных ювелирных изделий из золота и других драгоценных металлов, всего на сумму 24 тыс. гривен (6 тыс. $).

     И вот — мрачный финал: одряхлевший корабль затонул недалеко от крымского побережья, имея на борту 20 пассажиров и 31 члена экипажа, в том числе двух россиян (матрос Геннадий Лаптев, которому удалось спастись, и пассажирка Ирина Анисимова, пропавшая без вести). Причина гибели теплохода пока не установлена. Но грустное в этой истории то, что на дно бесславно пошла слава российского флота. Она заключалась в названии теплохода. Ибо по традиции на российском флоте корабли, в названии которых фигурировало слово “память”, символизировали вечную жизнь боевых кораблей, чья доблесть была прославлена в боях. Таким был бриг “Меркурий”, построенный в Севастополе в мае 1820 года. Во время русско-турецкой войны 1828—1829 годов бриг выдержал со своими 20 пушками бой с двумя линейными турецкими кораблями, имевшими против него в общей сложности 180 пушек. Экипаж “Меркурия” вышел победителем, сбив с турецких дредноутов паруса и такелаж, так что те отказались от преследования. В честь героического брига и его экипажа крейсер императорского флота “Кагул”, участвовавший в Первой мировой войне, был переименован в “Память “Меркурия” и прослужил уже в советском флоте до 1942 года, правда — вновь переименованный в “Коминтерн”. В советском флоте возродилась традиция присваивать имена прославленных кораблей прошлого действующим кораблям. Так и получил свое имя покоящийся теперь на дне Черного моря несчастный теплоход.

     В пресс-центре ВМФ нам подтвердили: в 95-м году, когда происходил раздел Черноморского флота, корабль был передан Украине. Получив свою долю флотского пирога, украинское военно-морское командование в свою очередь продало часть тоннажа частным фирмам. И корабль “Память “Меркурия” стал частной собственностью: его приобрела севастопольская фирма “САТА”. Катастрофа теплохода, кстати, не первая в этих водах. Год назад потерпел крушение украинский танкер, а еще раньше сухогруз “Воскресенск” сел на мель. В результате нелепой случайности пошло на дно иностранное судно, стоявшее прямо у причала в Севастопольской бухте: его протаранил швартовавшийся рядом “сосед”. Все эти корабли принадлежали частным компаниям. Специалисты Черноморского флота считают, что “частники” не в состоянии грамотно эксплуатировать свои, как правило, ветхие суда, что и приводит к катастрофам.

    



    Партнеры