У метро ненасытное нутро

9 февраля 2001 в 00:00, просмотров: 405

От этой проверки Контрольно-счетной палаты Москвы журналисты ждали по меньшей мере сенсации. Еще бы: по “заяве” городской Думы проверяли столичный метрополитен. Вот, думали мы, наконец-то чиновников метро выведут на чистую воду и обнародуют факты коррупции в торговле и обдираловки пассажиров. И результаты станут настоящим триллером “Подземка”. Но вместо триллера получилась комедия.

Почти год десять инспекторов КСП искали ответ на вопрос: рационально ли метрополитен использует городскую собственность для перевозки пассажиров ? Оказалось — нет, нерационально. Нет, это не значит, что на деньги пассажиров подземные начальники покупают дачи и дорогие автомобили. Это значит, что с пассажиров, рекламодателей и “подземных” торговцев плохо трясут деньги.

Депутаты обсуждали итоги проверки в дружной компании с главой метрополитена Дмитрием Гаевым в здании администрации метро. Перед началом “комиссии” в актовом зале играла музыка в стиле “латинос”. Казалось, вот-вот чиновники метрополитена на радостях начнут танцевать с депутатами самбу. А чего бы им не порадоваться после такой проверки? В метро о ней знали загодя. Инициатор проверки, депутат МГД, даже проговорился, что задумывал ее... вместе с Гаевым. Получается, Гаев сам попросил поискать в своих карманах.

“МК” много раз писал: на пассажиров чиновники метрополитена должны молиться. Они стоически терпят постоянный рост цен на проезд. Они приносят львиную долю (92—94%) доходов. Но благодарности от метровского начальства мы не дождались. Оказывается, пассажиры, негодники, все время пытаются обмануть метро. Могли бы прищучивать “зайцев” и почаще — вот первый вывод КСП. “Будем”, — радостно отрапортовал Гаев. И похвастался достижениями. В прошлом году всем школьникам СВАО раздали индивидуальные смарт-карты. Результат: только за месяц 1,7 миллиона рублей экономии. Если раньше в халявных проездных нуждалось якобы 37 тысяч школьников (столько заявок поступало на проездные), то теперь их 18 тысяч. Гаев уже доложил об успехе Лужкову, и, по его словам, мэрия готовит распоряжение о переводе всех школьников Москвы на смарт-карты (сие принесет подземке 250 млн. рублей в год).

Но в череде достижений это еще не все. Буквально на днях в метрополитене создана новая служба (рабочее название — “служба контроля”). Она не только следит за выполнением правил метрополитена, борется с бомжами, но и тщательнейшим образом отлавливает “левых” льготников. Сейчас льготников среди пассажиров метрополитена 49%, сколько из них “не родных” (пользуются чужими льготами), неизвестно. Но “перепуганное” проверкой метро готово перейти к радикальным мерам — устраивать облавы в подземке.

Второй вывод КСП: есть у метро резервы для увеличения доходов за счет подземной торговли. “Слишком дешево стоит для продавца право толкать товар в подземке”. Поэтому метрополитен торжественно пообещал “поработать” над методикой обдираловки торговцев. Хотя, по данным “МК”, с них уже сейчас дерут втрое больше положенного тарифа. Но — черным налом в карманы метровских чиновников.

Третий же вывод такой: на рекламе метрополитен, если бы грамотно вел бухгалтерию, мог бы “наварить” на 60% средств больше. Поэтому рекламодателям советуем приготовиться к худшему: подземная реклама может подорожать.

А вот какие барыши получает метрополитен за счет “просроченных” и не использованных пассажирами проездных, КСП посчитать не потрудилась. Эта тайна так и осталась за семью печатями. Зато Гаев сердечно поблагодарил КСП за то, что “увидела недостатки, а то до них руки не доходили”, пообещав впредь быть еще лучшим хозяином. И промежду прочим добавил, что в следующем году метрополитену светит от 756 миллионов (в лучшем случае) до 1,2 миллиарда (в худшем) убытков. А значит, неплохо бы увеличить бюджетные дотации. За этим дело, думаем, не станет. Московский депутат, который просил устроить эту фикцию под названием “проверка”, всегда выступал и будет выступать на страже интересов “бедного метро”.

Между тем тарифы в метрополитене будут расти — не нужно быть Нострадамусом, чтобы прогнозировать это. Так, за последнюю пару лет средняя стоимость поездки в метро дорожала дважды: сначала с 3 до 4, а потом с 4 до 5 рублей. Последний раз месячные проездные в метро дорожали со 120 до 150 рублей, а стоимость смарт-карты на месяц выросла в цене со 120 до 200 рублей.



Партнеры