Борис Годунов приехал к Пушкину

13 февраля 2001 в 00:00, просмотров: 604

В минувший уик-энд под Псковом, в Пушкинском заповеднике, прошел день памяти великого поэта. С утра в Святогорском монастыре, где он похоронен и где находится родовая могила Ганнибалов, отслужили литию, а вечером в научном центре стартовал всероссийский фестиваль спектаклей по произведениям Пушкина.

Пушкинские горы — как страна непуганых птиц: тихо, живописно и нет ретрансляторов мобильных телесистем. Как Пушкин обходился без мобильника? Ума не приложу. Но к средствам массовых коммуникаций явно тяготел и оттого чуть ли не каждый день строчил письма друзьям и знакомым. В одном из них, отправленном Вяземскому, он сообщал, что в Михайловском закончил народную драму “Борис Годунов” и по сему случаю восклицал: “Ай да Пушкин! Ай да сукин сын!”.

Скорбный день памяти поэта выдался на удивление великолепным, что только подтвердило магичность этих мест. Легкий морозец, яркое солнце на синем небе и девственно нетронутый снег, хотя накануне день был свинцовый, а ночью лил дождь. И вдруг... — остановись, мгновенье...

На родовой могиле поэта в Святогорском монастыре не наблюдалось паломничества, сюда съехались и пришли те, для кого “Пушкин — наше все” — не расхожий пафосный штамп. После литии известный пушкиновед Валентин Непомнящий сказал у памятника, заключенного в стеклянный саркофаг, краткую, но очень нестандартную речь, в которой заметил, что иностранцы, даже изучающие Пушкина, не могут его до конца понять. В тот момент ученый не мог предположить, что вечером возьмет свои слова обратно.

А вечером в Пушкинских Горах открылся VIII театральный фестиваль (организатор — Министерство культуры РФ). Стартовал он “Борисом Годуновым” — международным проектом Конфедерации театральных союзов, и сделал его как раз иностранец — англичанин Деклан Доннеллан. Вообще, идея привезти в Пушкиногорье, Михайловское “Бориса Годунова” грандиозна и принадлежит Валерию Шадрину и Владимиру Рецептеру.

“Бориса” образца нового тысячелетия играли два часа пятнадцать минут без антракта, и это было упоение. Современную трактовку Доннеллан построил на оригинальном монтаже пушкинского текста.

— Ересь, Святый Владыко, сущая ересь! — говорит игумен Чудова монастыря (артист Юрий Шершнев). И на последний звук реплики почти без пауз наступает знаменитый монолог Бориса (Александр Феклистов): “Достиг я высшей власти...” Герои пушкинской драмы сталкиваются в мизансценах, чего не предусмотрено у автора, и это придает трагедии иное звучание. Так, на глазах Годунова Гришка Отрепьев сообщает о намерениях захватить трон царства Московского.

— Как отразилась на спектакле атмосфера пушкинской земли и печальной даты? — спросила я участников спектакля.

— Конечно, отразилась, — сказал Самозванец — Евгений Миронов. — Когда мы с Сашей Феклистовым перед спектаклем пожали друг другу руки, то они были даже не холодными, а ледяными. Это привет от Пушкина. Я ходил с утра на его могиле, когда там еще никого не было. Один на один — так надо знакомиться с Пушкиным.

Олег Вавилов уверен, что именно после Михайловского знает, как теперь играть Сальери в “Маленьких трагедиях”. Ирина Гринева (Марина Мнишек) сказала, что тоже как-то особенно волновалась, и только режиссер не усмотрел мистических связей.

— Повлиял ли этот день? И да, и нет. Не повлиял, потому что спектакль идет так, как мы его делали. А да — потому что все знают, что этот особый день не может не сказаться на качестве спектакля.

Качество в тот вечер было отменное. Играли блестяще Ясулович, Вавилов, Леонтьев, Феклистов, Гринева и другие. Сцена бала во дворце Мнишек — самая яркая и эффектная — вся прошла на аплодисментах. Известная пластичность Евгения Миронова имела какую-то особую нервность, сделала его Самозванца неповторимым. Тихим ангелом являлся убиенный царевич Дмитрий (Саша Костричкин)... В финале, когда наконец закончились бисовки, актер и режиссер Владимир Рецептер сказал со сцены, что если бы Пушкин находился в зале и видел спектакль, то наверняка воскликнул бы: “Ай да “Борис”, ай да сукин сын!” А пушкиновед Непомнящий слова о том, что иностранцы не в силах постичь Пушкина, взял обратно и назвал “Годунова” первой удачной постановкой в русском театре.

“Борис Годунов”, сыгранный в Пушкиногорье, по сути стал российской презентацией театральной Олимпиады, которая откроется в Москве в конце апреля. На этом мощном форуме “Бориса” сыграют два раза, и он отправится в европейское турне.

P.S. Cохранность и страховку декорационного имущества “Бориса Годунова” осуществляло “Восточно-Европейское агентство”.



Партнеры