Ряженый поп

27 февраля 2001 в 00:00, просмотров: 710

Лжесвященник недавно был задержан в Зеленограде. 41-летний житель Тверской области Юрий Славита поставил дело церковной благотворительности на поток и успел неплохо поживиться, играя на религиозных чувствах москвичей. Нарядившись в рясу, “отец Георгий”, как назвал себя Славита, попал, что называется, в десятку. Деньги текли к нему рекой.

Юрий Славита, уроженец Закарпатья, по всей видимости, просто не умел зарабатывать деньги честным путем. Большую часть своей сознательной жизни, а именно 19 лет, он провел в местах лишения свободы. С завидным постоянством он воровал имущество у пассажиров поездов дальнего следования, за что и был судим 4 раза. Но во время последней отсидки в одной из колоний Ярославской области Славита решил завязать с воровством, дабы не наступать в пятый раз на те же самые грабли.

Выйдя на свободу в июле прошлого года, он приехал покорять столицу. Поселился у знакомых на проспекте Маршала Жукова и занялся “маркетинговыми исследованиями” на тему, какая из возможных афер наиболее доходна и безопасна.

Очень скоро Славита понял, что ни один из известных и популярных в Москве способов надувательства честных граждан ему не подходит. Колоритная цыганская внешность и полное отсутствие артистических данных сразу выдавали в нем махрового уголовника. Оставалось одно — работать по “индивидуальному проекту”.

* * *

Священнослужителям, как убедился Юрий Славита, подают все. Или почти все. Во всяком случае, к человеку в рясе россияне испытывают благоговейное уважение и, как правило, в помощи ему не отказывают. Именно на религиозные чувства москвичей и сделал ставку мошенник.

И не ошибся. Прикупленная старая ряса, скрывшая тщедушное тело, черная борода в пол-лица и серебряный крест превратили закарпатского вора в благопристойного “отца Георгия”.

Но это была лишь первая часть “проекта”. Наученный горьким воровским опытом Славита решил раз и навсегда оградить себя от всяческих притязаний со стороны органов внутренних дел. Для этого ему требовалась “крыша”. Только не бандитская, а... церковная.

Чтобы документально закрепить свой новый статус “божьего человека”, аферист не постеснялся подать прошение на имя епископа Красногорского Саввы “благословить его на труд в пользу осужденных”. Сей любопытный документ гласил:

“Ваше Преосвященство! Отбыв длительный срок наказания в местах лишения свободы (более 19 лет) и на собственном опыте зная все невзгоды и лишения заключенных, я просил бы Ваше Преосвященство благословить меня на труд помощи осужденным, находящимся в местах лишения свободы. И также устройства реабилитационного центра для лиц, освободившихся по отбытии срока из тюрем и лагерей. Испрашиваю Ваших святых молитв и благословения”.

Благословение патриархии на прокручивание темных делишек — это круто. Бумага с настоящими подписями и печатями железно “отмазывала” бы Славиту от ментов.

Никакого благословения, конечно, он не получил. Епископ Савва разрешил ему лишь по мере собственных сил помогать заключенным. “Об остальном пока говорить рановато”, — заключала резолюция священника, наложенная на прошение.

Но даже это мошенник расценил как удачу. По крайней мере его имя “засветилось” в патриархии. А кроме того, он, пока оформлял прошение, обзавелся кое-какими связями в резиденции Саввы и сумел достать чистый бланк с “шапкой” отдела по церковной благотворительности и социальному служению. А на “фирменной” церковной бумаге можно было писать все что угодно. И печать сейчас — не проблема, на заказ делают любые.

Так у Славиты появилась печать с надписью “Общественная организация помощи заключенным”, и он стал полноценным представителем благотворительного отдела Московской патриархии.

Психологи утверждают, что первое впечатление о человеке на 55% зависит от его внешнего вида, на 38% — от тембра голоса и всего лишь на 7% — от того, что он говорит.

* * *

Когда новоиспеченный “отец Георгий” в соответствующем облачении начал выпрашивать милостыню, перемещаясь с внушительной кружкой по Тверской улице и Пушкинской площади, он вообще ничего не говорил. Мелочь и так кидал в кружку каждый второй прохожий. Бормоча в ответ себе под нос что-то типа “спаси и сохрани”, “отец Георгий” оценивал дневной заработок и планировал грядущие доходы. По всем подсчетам, выходило негусто, хотя на хлеб хватало. Однако хотелось и маслица. Поэтому вскоре оборотистые мозги “батюшки” родили новый план. С милостыней как основным способом заработка было покончено.

Гораздо выгоднее, прикинул Славита, обманывать не отдельных граждан, а целые предприятия. С них и прибыль больше, и возни меньше. По крайней мере не надо торчать целыми днями у всех на виду.

Схема, придуманная аферистом, была до гениальности проста. По рекламным объявлениям в газетах Славита подбирал жертву — как правило, солидное предприятие — и направлял по факсу в адрес руководства прошение о помощи от имени отдела по церковной благотворительности и социальному служению. Каждый раз почти один и тот же текст, набранный на машинке. Менялись только названия организаций и ассортимент требуемого товара.

Например, у начальников известного обувного комбината “Буревестник” “иеродьякон Георгий” попросил “на нужды заключенных” партию обуви, а у руководителей фирмы “Грия-мода” выцыганил “для осужденной братии” детских вещей на 13 тыс. рублей. В “Библейском обществе” разжился книгами и аудиокассетами... В общем, с миру по нитке.

Никаких трудностей в облапошивании предпринимателей Славита не испытывал. Конечно, не все шли на контакт, и где-то он получал отказ. Но в основном руководители предприятий старались хоть что-то дать “на нужды церкви”. Отказать-то неудобно было.

Сколько всего организаций удалось обмануть мошеннику, пока неизвестно — следствие только началось. Но уже сейчас ясно, что облапошенных наберется немало.

Самое интересное, что никто из предпринимателей не требовал у Славиты документов, удостоверяющих его духовный сан и полномочия. И только один обратил внимание на грамматические и стилистические ошибки, которыми изобиловали “церковные прошения”.

Вот один из таких “документов” (орфография и пунктуация сохранены):

“Просим Вас оказать помощь компьютерной техникой, в связи с предстоящим Международным “Форумом” Права заключенных Объязуемся возратить копьютерную технику после 15 февраля 2001 г. на момент окончания работы Форума. С Уважением ИЕРОДИКОН Георгий /СЛАВИТА/”.

Отчасти такая халатность руководителей объясняется, по мнению психологов, элементом неожиданности. С подобными просьбами от церкви люди встречались впервые, и на фоне всеобщей моды на религиозность отказать патриархии или перепроверить подлинность запроса считали неприличным.

* * *

Между тем Славита стал наглеть. Он не просто просил “хоть что-нибудь”, а требовал конкретного и качественного товара. Ругался с начальниками, настаивал на замене одних вещей другими и т.д.

“Работал” он уже не один, а с помощником, таким же ряженым “батюшкой”. Вдвоем они приезжали на “объект”, по фальшивым накладным получали вещи, загружали их в машины и свозили в квартиру на проспекте Маршала Жукова, которая постепенно превратилась в склад. Периодически это имущество сбывали на рынках друзья Славиты.

Сам же он из рясы почти не вылезал. Это давало ему возможность беспрепятственно перемещаться по городу и при необходимости легко “подработать”.

К примеру, однажды ему надо было уехать из Зеленограда в Москву. Свои сбережения на частника он тратить не стал. Просто зашел в первый попавшийся магазин и попросил продавщицу помочь “совсем поиздержавшемуся слуге Господа”. Сердобольная дама не только оплатила “батюшке” такси до Москвы, но еще и продуктов с собой дала.

Именно в Зеленограде и закончились гастроли “отца Георгия”. Руководитель одного из тамошних секретных предприятий, куда обратился Славита с очередным прошением, все же обратил внимание на ошибки в сопроводительном документе и на подозрительную внешность “священника”. На всякий случай он сообщил о своих подозрениях в местный отдел по борьбе с экономическими преступлениями.

5 февраля 2001 года, когда Славита выносил с предприятия новенький компьютер стоимостью 29 тыс. руб., его задержали.

* * *

Конечно, не стоит приписывать Юрию Славите лавры первооткрывателя в области церковных афер. Как нам сообщили в Московской патриархии, мошенники в рясах уже давно оккупировали столицу. Под видом так называемых странствующих или нищенствующих монахов они собирают деньги якобы на реставрацию храмов и монастырей.

Такое положение дел, по мнению церковных иерархов, резко подрывает авторитет церкви и имеет крайне отрицательные последствия. Именно поэтому в конце прошлого года Патриарх всея Руси Алексий II строго-настрого запретил священнослужителям собирать пожертвования в метро, на улицах и в подземных переходах. Им можно стоять только возле храмов. Просить же подаяние в людных местах разрешено лишь мирянам, изъявившим желание помочь церкви. При этом у них при себе обязательно должно быть письменное разрешение от правящего архиерея на сбор денег для конкретного храма. То есть расплывчатая формулировка “разрешено помогать по мере сил” никак не проходит.

Кстати, несмотря на тяжкий грех, который берут на душу лжесвященники и мнимые монахи, использующие имя Божие ради собственной наживы, по христианским канонам их никто не наказывает. Их не проклинают и не отлучают от церкви. Как у любых других преступников, у них есть возможность покаяться.

Зато в миру в подобных случаях вступает в действие Уголовный кодекс. Поэтому зеленоградский ОБЭП просит всех, кто пострадал от “деятельности” Юрия Славиты (на фото), позвонить по телефонам: 531-08-32 или 532-88-80.



Партнеры