РАЗВОД ПО-БОЛГАРСКИ

  ...Нужна ли Болгарии Россия? На этот вопрос не ответит однозначно даже правящая партия Союз демократических сил. 50 тысяч болгар получили образование в Советском Союзе. 25 тысяч русских женщин попытались найти счастье в этой стране. Однако ныне из программ учебных заведений изъят русский язык. С экранов исчезли русские фильмы. И все-таки на пресс-конференцию, которую давал Российский культурно-информационный центр по случаю приезда сюда писателя Александра Сенкевича, фотохудожника Юрия Гриппаса с выставкой “2000 лет христианства” и корреспондента “МК”, пришли газетчики, телеобозреватели, радиокомментаторы...

     В маленьком кафе шахтерского города Перник на свою судьбу жаловались девять русских женщин, вышедших замуж за болгар в разное время. Почти у каждой жизнь не сложилась. Когда сторонники западной ориентации все “советское” стараются заклеймить, русско-болгарские семьи начинают распадаться. После развода у бедных женщин не остается никаких прав... Лишь одна сказала: “Я здесь белая ворона: у меня хорошая работа, хорошая семья, я счастлива”.

     Неразлучны супруги Стоименовы. Муж — бывший генеральный директор шахты, один из корифеев угольной промышленности — познакомился со своей русской женой Тамарой в Свердловске, где учился в Политехническом вместе с Ельциным, играл с ним в одной волейбольной команде. Сейчас супруги на пенсии.

     Счастлив и Николай Сивков из Коми, воспитанник Софийского университета, женатый на болгарке. Этот блестяще образованный человек легко переходит с русского на болгарский язык. Он заведует в Историческом музее отделом по связям с общественностью.

     ...Кто лучше живет? Об этом нас спрашивали всюду. На этот вопрос я сама ответила с горечью: “Лучше живут воры! В их процветании теперь участвует и мой “неразменный” капитал: меня начисто обокрали в Софии, в автобусе”. Ловкие пальцы карманника раскрыли молнию сумочки и вытянули все мое богатство — 545 долларов да еще русские пятидесятки вместе с красивым кошельком. Меня успокаивали: “Хорошо, что руки не порезали. Здесь, если ты схватишь вора за руку, он или его напарник могут резануть бритвой и убежать. У нас даже Катрин Денев обворовали”. Что и говорить — в такой прекрасной компании легче перенести потерю.

     Нам не довелось встретить болгар, довольных сегодняшним состоянием политики, культуры и экономики. По реституции бывшие владельцы получили в собственность дома, квартиры, земли. Но 30 процентов сегодняшних земель пустует. Новые владельцы их не обрабатывают — не умеют и не хотят. У деревенских жителей нет денег, чтобы взять землю в аренду и заплатить за использование техники. У них есть крошечные участки, но это не решает общей проблемы. А потому ситуация в сельском хозяйстве здесь кризисная. На болгарских рынках в основном продукция из Греции и Турции. Правительство отвернулось от России, и Болгария потеряла все. Надеялись на свои курорты. Но и тут не вышло: за каким чертом иностранцу ехать отдыхать в Болгарию, когда рядом более комфортабельные Греция и Турция?

     Мэр города Пернике Андрей Андреев рассказал нам о бедах его общины — угольные шахты на грани закрытия.

     — Если раньше я мучился мыслью, где мне найти рабочих на 30 тысяч мест, то сейчас другое: где мне найти места для людей, потерявших работу? Энергетический кризис обостряется. Тяжелое положение в химической промышленности и в металлургии...

     Болгария переживает драматическое состояние “развода” с Россией. Энергетические реки от нас больше не текут. Электричество, отопление стали дороги и многим не по карману. С наступлением холодов иные отказываются от центрального отопления, покупают дрова и топят маленькие печки — дешевле.

     Директор Российского культурно-информационного центра Алексей Луньков прокомментировал мои наблюдения:

     — Конечно, болгарское руководство учитывает и геополитические интересы России в этом регионе, и то обстоятельство, что Россия сейчас просто так, ни за что, ничего не даст. Бесконечные вливания, коммунистическое донорство ушли в прошлое.

     Чрезвычайный и полномочный посол в Болгарии Владимир Титов в беседе с корреспондентом “МК” высказал свой взгляд на острые проблемы наших связей с дружественной страной.

     — Я думаю, что период охлаждения отношений с Болгарией все-таки заканчивается. Но нельзя скрыть — российско-болгарский товарооборот за последние десять лет уменьшился в десять раз. Вы очень точно определили сегодняшнюю атмосферу наших общений — “развод по-болгарски”. Когда мне задают вопрос: “Почему наши взаимоотношения ухудшаются?” — я обычно говорю: это как семейная ссора. Когда-то мы действительно жили одной семьей. Но, как правило, семейные раздоры ни к чему хорошему не приводят. В сегодняшнем противостоянии не все упирается в проблему долга и в вопрос о российской собственности в Болгарии. Сумма долга не очень велика — 100 миллионов долларов: все-таки экспорт России сюда чуть больше миллиарда. Наши поставки на 90 процентов — это газ, нефть, энергетика.

     — Теперь мы поставляем по реальным, а не по символическим ценам?

     — Естественно. И это обижает. Но иначе нельзя. Основной якорь для стабилизации отношений — экономическое сотрудничество. Если это будет, то и духовное соприкосновение продолжится...

     — В России много шума было по поводу того, что в Болгарии сносят или пытаются снести памятники русскому воинству. Но в Пловдиве мы видели: стоит над горою Алеша!

     — Были проблемы. Но все памятники стоят на своих местах. О них заботятся болгары и русские. Порой исчезают медные надписи — хулиганы есть везде. Но все восстанавливают.

     — При личной встрече с президентом Стояновым было ли у вас ощущение, что сегодняшняя официальная власть Болгарии заинтересована в улучшении отношений с Россией?

     — Президент лично хорошо относится к русской культуре: музыке, литературе. Очень ценит Владимира Высоцкого. Побывал на презентации книги стихотворений Владимира Высоцкого, изданной его другом — болгарским поэтом Любомиром Левчевым.

     ...Я познакомилась в Софии с веселым пареньком, зовут его Недялко Петров, а по-домашнему — Дечи. Он первокурсник филфака Софийского университета, влюбленный в русскую эстраду. Этот мальчик создал русский класс-клуб: “Все у нас круто. Я сделал радиопередачу на локальной радиостанции “Веселина”, начал вести передачи и по национальному радио о русской эстраде. В студгородке проводим вечеринки, заводим русскую музыку — все балдеют. В прошлом году я встретился с Филиппом Киркоровым, он подарил нам диски, альбомы и свое благорасположение”.

     Мы, русские, все еще романтизируем наших давних болгарских друзей и соплеменников. Возможно, те же явления они воспринимают совсем по-иному, как мы, например, озадаченно читаем в ресторанном меню: “Заек задушен. Яйца на очи. Бира внос”, что означает: “Заяц печенный в духовке. Глазунья. Пиво импортное”. Не разучиться бы нам понимать друг друга!

    

     София—Москва.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру