КОРОЛЕВА С НЕНОРМАТИВНОЙ ЛЕКСИКОЙ

3 апреля 2001 в 00:00, просмотров: 167

  “Раньше зайчиком меня называл, а теперь, как напьется, — змеей вонючей”, — рыдает Королева на фоне ликов вождей, огромной красной звезды и многочисленных стульев. “Всю мою проклятую жизнь люблю я тебя, падла!” Примерно такими словами актриса Ирина Апексимова, облаченная в синюю балетную пачку, выражает свои чувства очередному любовнику в новом спектакле Романа Виктюка “Наш Декамерон”, премьера которого прошла недавно.

     На сцене появляется человек в черном. Он садится на стул и взмахивает рукой, как дирижерской палочкой. В зале включается свет и звучит гимн Советского Союза, под который встает лишь марионетка, прикрепленная к заднику сцены. Появляется Королева и ее свита. Элизабет I начинает повествование о своей непростой судьбе.

     Десять лет назад этот спектакль по пьесе Эдварда Радзинского уже шел в Москве. Тогда Татьяна Догилева в роли проститутки воспринималась как вызов обществу. Сейчас у Виктюка новая героиня — Ирина Апексимова, и ее образ больше не шокирует видавшую виды публику. Хотя этот спектакль — реанимация старого, очевидцы утверждают, что от прежней постановки здесь остались только стулья, которые по ходу пьесы актеры активно кидают в разные стороны. А также один представитель королевской свиты и неизменный спутник творчества Виктюка актер Владимир Зайцев.

     Время действия пьесы не определено. Эта история могла произойти как сегодня, так и десять лет назад. Молодая девушка из городка, именуемого Гусь-Железный, едет в Москву за своим любимым, а также попытать счастья на актерском поприще. Жизнь у провинциалки не задалась с самого начала: в школе ее изнасиловали одноклассники, а родной матери всегда было наплевать на собственную дочь. В столице девушку ждут разочарования: любимый оказался сволочью, а преподаватель театрального училища — похотливым стариком. Короче, становится девушка проституткой.

     “Декамерон” Боккаччо рассказывает о чуме, как страшной болезни, насланной на людей разгневанным Богом. “Декамерон” Виктюка — о чуме в социуме, которая материализовалась в хамство и одиночество.

     Три часа на сцене Апексимова и Зайцев рассказывают зрителю о сложных человеческих взаимоотношениях, периодически переходя на мелодекламацию и язык тела, без которого не обходится ни одна работа Виктюка. Однако калейдоскоп историй про мужчин и непутевую жизнь с частым употреблением слова “суки” и “падла”, которые сейчас потеряли свою актуальность, к финалу начинает надоедать. Ставшие заезженной темой реалии нашего времени давно опротивели большинству людей. Так стоит ли лишний раз дискутировать об этих проблемах на сценических подмостках?

    



Партнеры