ТРИУМФ МОДЕРАТОРА

12 апреля 2001 в 00:00, просмотров: 202

  Тестер бросил гневный взгляд в сторону программистки, когда та неосторожным движением опрокинула чашку утреннего кофе на свежую стопку проектной документации. Технический писатель напрягся. Начало рабочего дня было испорчено бесповоротно.

     Это не цитата из научно-фантастического романа. Это реалии современного рынка труда. Количество не просто новых рабочих мест, но и спецспециальностей растет в геометрической прогрессии. От их названий в мозгу формируется стойкое убеждение, что работать по новым направлениям могут лишь киборги, и только они способны понять, кто такие “модератор”, “промоутер”, “тестер” и “технический писатель”. На завершившейся позавчера крупнейшей отечественной ярмарке вакансий “Карьера” на непонятливость никто не жаловался. А “модераторов” и иже с ними вербовали вовсю.

    

     — Интернет прочно вошел в нашу жизнь, — начала как-то свою вторую в жизни заметку одна знакомая студентка журфака. И тут же была оплевана. Стилистических претензий было много. Но против факта переть — себе дороже. Нынче студент без Интернета, как Буратино без длинного носа. И работу он ищет тоже исключительно через него.

     Года полтора назад модно было выискивать себе место работы с помощью газет. Отстой! Слишком много времени уходило на хождение до киоска, рассылки по факсу резюме, мучительные обзвоны, встречи, поездки по пустым объявлениям и прочую мутотень.

     Все в “trash” (корзину)! Масса сайтов позволяет теперь просто поместить свое резюме и мечтательно ждать, пока работодатель сам предложит тебе вакансию на блюдечке с бирюзовой каемочкой. Однако даже этот, довольно продвинутый, способ поиска работы, как показал форум “Карьера”, начинает безнадежно устаревать. Мысль соискателей несется ввысь, отыскивая новые методы устройства своей жизни.

     Самый продвинутый способ — рассылка вакансий напрямую по предприятиям через Интернет. Сегодня даже самая захудалая компания имеет свой сайт в Сети. Не важно — нужен-не нужен, пусть будет. На сайтах компаний вывалены адреса отделов рекрутинга и специалистов, нанимающих персонал. Там же, как правило, можно встретить и объявления о вакансиях. Недаром же практически все участники “Карьеры” на выставке раздавали соискателям свои проспекты с точным указанием, где их можно обнаружить в Сети. А вы говорите, стилистика!

     Военный секрет “оборонки”

     Не так давно Министерство образования взяло курс на возвращение выпускников вузов, обучавшихся по оборонным специальностям, в родную стихию. То бишь в оборонку. За последнее десятилетие численность кадров оборонно-промышленного комплекса сократилась вдвое. Понятно, что одной романтикой, которой в “оборонке” пруд пруди, выпускников на предприятия не заманишь: зарплата на уровне 4 тысяч рублей устраивает далеко не всех. Но недаром для работы в “почтовых ящиках” годами скрупулезно отбиралась интеллектуальная элита. Оборонщики нашли выход. В качестве наживки решено использовать отсрочку от армии на время работы на предприятиях оборонного комплекса.

     Государственные унитарные предприятия, такие, например, как ОКБ им. А.И.Микояна (разработчики самолетов марки “Миг”), уже давно на совершенно законных основаниях дают отсрочку своим сотрудникам. Хуже дела обстоят у оборонных акционерных обществ и прочих ТОО, АОЗТ и т.д. Однако!

     — Всех наших ребят-студентиков (имеются в виду выпускники МГАИ(ТУ), МАТИ, некоторых других технических вузов. — Авт.) мы бережем, стараемся как-то спасти, — поделились “военной тайной” сотрудники кадровой службы завода N. — Увы, пока по закону акционерные общества даже оборонного характера не имеют права давать своим молодым специалистам отсрочку от армии, приходится выкручиваться.

     Студенты, обучающиеся по оборонным специальностям, вольно! Главный секрет “оборонщиков”, нанимающих вас для работы в “почтовых ящиках”: даже закон о воинской службе при желании можно обойти... Пока не приняты необходимые поправки, уравнивающие в правах на предоставление отсрочек все оборонные предприятия (будь то АО или ГУП), “оборонщики” находят способ освобождать своих работников от призыва в частном порядке. Пишутся слезные письма в адрес военкомов с просьбами дать отсрочку бедным призывникам, одновременно являющимся еще и талантливыми конструкторами. И зачастую военкомы идут навстречу. Эффективность этого способа поразительна. Из 500 молодых инженеров, постоянно работающих в одном крупном КБ, в армию забривают ежегодно лишь двух-трех человек! И то скорее из-за нерасторопности (или желания служить в РА?) самой молодежи.

     На отсрочку накладывается еще целая куча социальных льгот для “оборонщиков”, включая льготные ссуды на строительство, на приобретение жилья с частичным их погашением за счет предприятий. Еще одним оборонным секретом с корреспондентами “МК” поделились работники ФГУП РСК “Миг”. Дело в том, что средний возраст сотрудников “почтовых ящиков” переваливает за 50 лет! Что это означает для молодого спеца? А то, что карьерные горизонты на предприятиях со стареющим персоналом раскрываются перед ним стремительно.

     Что нам стоит вас пристроить?

     При всех бедах оборонным предприятиям на фоне других машиностроительных заводов государство дает некий карт-бланш на вербовку выпускников. Но и гражданские машиностроители не лыком шиты. В пику засекреченным коллегам они платят “своим выпускникам” солидную по сравнению с оборонной зарплату и даже создают для молодых инженеров... специальные вакансии.

     Служебная лестница любого промышленного предприятия начинается с рабочего. Далее идут бригадир, мастер, начальник цеха и так далее — до генерального директора. Чтобы пристроить побольше выпускников техвузов, некоторые предприятия отыскали средства на то, чтобы удвоить количество своих мастеров. Реально на одну группу рабочих двух мастеров будет многовато. Но дело в том, что вторым мастером берут исключительно свежачок — молодых специалистов с высшим образованием. Для мастера, чье образование ограничивается школой мастеров, его должность — и есть карьерный предел. А для новичка-инженера, наоборот, — первая ступенька продвижения. Так новоиспеченным специалистам дают набраться опыта работы на предприятии и затем, через несколько месяцев, начинают его “двигать”. Все время, пока начинающий мастер стажируется, ему выплачивается зарплата. Способ привлечения не очень выгодный для работодателей, а для выпускников без опыта работы, но с большими амбициями — в самый раз. Впрочем, говорят, такая “охота” предприятия все же окупается. Да еще как!

     Модератор промоутеру френд

     Хитом студенческого рынка труда прошлого, 2000 года стало появление на нем бешеного спроса на модераторов форумов и чатов. Напомним, модераторы — это люди, которые в силу своих профобязанностей должны “следить за базарами” в Сети и выкидывать из нее злостных матерщинников и хулиганов. После этого сообщения редакцию “МК” закидали своими электронными посланиями потенциальные модераторы, которым не терпелось стать “санитарами Интернета”. Редкое совпадение предложения и спроса. Но столичный рынок труда продолжает то и дело “подкидывать” студентам “хитовые” штучки (специальности), о которых года два назад никто и слыхом не слыхивал, а сегодня — это уже вполне “раскрученные”, а главное, — денежные, так сказать, профессии.

     Вопрос на засыпку: кто такой промоутер? Человек, занимающийся промоушном? Почти в точку. Но именно почти. Эксперимента ради мы опросили человек 20, однако никто не догадался, что промоутер чаще всего — студент, подрабатывающий проведением всенародных дегустаций тех или иных продуктов (вина, например). Их завсегда можно встретить в крупных магазинах или на выставках, улыбающихся, прилично одетых, наливающих страждущему народу на халяву дорогущее вино (кофе, газировку, чай, раствор слабительного — на выбор). Не специальность — мечта.

     Платят промоутерам не хило — от 3$ в час. Побольше, пожалуй, чем за разгрузку вагонов. В среднем дегустация идет около 5 часов. За это время промоутер зарабатывает, не особо утруждаясь, 15 долларов. В зависимости от продукции, которую продвигает промоутер, частота его участия в дегустациях колеблется от двух раз в неделю до ежедневных (минус выходные) четырехчасовых бдений. При не самом лучшем раскладе, работая по 4 часа в день, можно легко заработать больше 200$ в месяц.

     Как запрячь фаната?

     После того как Останкинская башня “словила” красного петуха, в столице пышным цветом расцвел видеопрокат. Подкинув тем самым еще одну возможность небогатым студентам настричь купонов на бедах телевещателей. На VII международном форуме “Карьера” студентов пачками вербовали видеопрокатчики зазывными слоганами “Работа для фанатов кино!”

     Самая доступная студенческая специальность в этом бизнесе — оператор-консультант. Требования к кандидатам невысоки: знание отечественного и зарубежного кинематографа да навыки работы на компьютере. Ограничения лишь по возрасту: от 18 до 30 лет. Опыт работы, знание иностранных языков и прочие барьеры — в помойку. Оператор-консультант и без них может ежедневно заколачивать по 250 рэ плюс премиальные, оплачиваемый отпуск. А еще — перспектива сделаться в итоге менеджером пункта проката, после чего блага на порядок возрастают. Улыбаться и выдавать страждущим кассеты с кинокартинами нужно по шесть часов в день, что при желании может позволить себе любой студент, не чурающийся такого труда. Тем более что к этому благоволит и график работы: с 10 до 16 или с 16 до 22, кому как удобнее.

     Впрочем, не все так гладко. Всем соискателям благ оператора-консультанта выдается хитрая анкета с заковыристыми вопросами из области кино, на которые нужно ответить правильно или близко к тому. Например, просят назвать 6 любимых фильмов последнего 10-летия (3 наших и 3 “вражеских”) или составить свою десятку западных видеофильмов, начиная с 80-х. Финиш-вопрос: назовите 5 кинофильмов, выпущенных в СССР в 30—50-е годы. Чертовски сложный тест.

     Монополии хакеров

     приходит конец

     Отныне “воткнуться” в самую прибыльную отрасль “международного хозяйства” — разработку новых компьютерных технологий — смогут не только ушлые хакеры, но и вполне добропорядочные граждане. Международные корпорации, подгребающие под себя российский рынок программного обеспечения, объявили охоту на тестеров и технических писателей.

     С программистами все ясно: наши — лучшие в мире. Вопрос этот закрыт. Но для того чтобы разработать нормальный софт, одних программистов недостаточно. Ни один программист не застрахован от ошибок и недоделок в программе. И если ошибки появляются, тут-то на сцену и выходит так называемый “тестер”, или человек, обкатывающий на себе конечный продукт — пакет программ. Специалист по тестированию ПО (так официально называется эта специальность) должен иметь высшее техническое образование, опыт программирования, знать основные современные программы на уровне пользователя, желательно иметь опыт работы в тестинге. Требования серьезные, как и зарплата. Хорошему тестеру готовы платить до 3—5 тысяч долларов. Главное — не теряться. Пока на российских просторах тестеров с опытом работы не так много, так что шанс стать им еще высок.

     Почти то же самое касается и технических писателей, в чьи обязанности входит разработка и создание проектной документации для программистов и пользователей. Никаких особых навыков программирования не требуется. Обязателен опыт разработок в среде MS Windows; опыт написания проектной документации на английском языке и знание современных технологий WEB-программирования только желательны. Предпочтение отдается кандидатам со вторым лингвистическим образованием или просто с хорошим знанием английского. Если требования не шокируют, вперед — станьте техническим писателем!

    

    



Партнеры