Герои нашего "Современника"

Завтра у легендарного “Современника” день рождения. Правда, 45 лет назад, когда веселые и талантливые ребята из Школы-студии МХАТ замутили новое театральное дело, они и не подозревали, что их пафосно назовут “театром-легендой”, “отцами-основателями”, будут украшать правительственными наградами. Они жили легко и естественно. Прикалывались как могли, даже в солидном возрасте, оставляя истории шутки, ставшие театральной классикой.

Одна из таких шуток на этой фотографии.

Ее сделал такой же веселый и талантливый фотограф Юрий Рост. В 86-м году он заглянул в свой любимый театр, где Галина Волчек со своими артистами и примкнувшими к ним таганковцами репетировала спектакль “Близнец”. У Волчек был флюс, и настроение у нее было перекошенное, как раздувшаяся щека. Артисты что-то нудили со сцены. И тогда Рост сказал режиссеру: “Что ты тут сидишь, за столиком командуешь? Иди на сцену”. И выстроил свою мизансцену — по центру Волчек в подвенечном платье, за ней — Филатов, Смехов, Шаповалов, Кваша, Боровский, у ног — Неелова, справа притулился режиссер Райхельгауз. Птичка вылетела, и снимок со временем стал раритетом.

Фотографически “Современник” наследил много.

Вот, например, троица, которую вряд ли назовешь святой. Из этого треугольника к святости ближе разве что артистка Лилия Толмачева, да и ту по принадлежности к профессии все равно отнесут к грешницам. Что говорить о лидере Олеге Ефремове и госте театра Эдуардо де Филиппо, приехавшем в конце 50-х в “Современник” на репетиции своей пьесы “Никто”.

Итальянца с резким, как будто вырезанным ножницами профилем, в “Современнике” вспоминают, как комету, оставившую яркий след. Папа итальянского неореализма был невероятно импульсивен, темпераментен, чуть что — зажигался, выскакивал на сцену и показывал, как надо играть. Артисты, а особенно артистки, над ним подхихикивали.

А это какое-то обсуждение, каких в горячем “Современнике” было множество. Здесь по молодости обожали обсуждать все и вся — работы друг друга, коэффициент творческого участия в общем деле, коммунальный летний отдых. Совсем молодой с тонкой шеей Олег Табаков. С непривычно длинными волосами Галина Волчек. Такие смешливые, несерьезные, хотя проходят по разряду “основатели”. Кто им поверит? Время.

А это уже конец 96-ого. “Современник” вывез на Бродвей один из своих лучших спектаклей “Крутой маршрут”. Американцы на русском “Маршруте” плачут, слушая через синхрон незнакомые слова — “баланда”, “параша”, “каземат”... Всхлипывают... На один из спектаклей за кулисы приходит драматург Артур Миллер, пьеса которого когда-то в “Современнике” . Он после тяжелой операции спины. Снимается с артистками на память. Говорит, что это самое сильное, что он видел в театре. Такое признание дорогого стоит.

Можно бесконечно перебирать отпечатки на глянце — пожелтевшие и совсем свежие. Всматриваться в до боли знакомые лица. Запоминать, чтобы потом детям и детям своих детей рассказывать — это “Современник” на Чистых прудах, а раньше он был возле “Пекина”. Это — Ефремов — он потом ушел во МХАТ, а МХАТов потом стало целых два. Это Волчек — и “Современник” при ней был самым крутым в Москве много-много лет. А это артисты — Кваша, Гафт, Неелова, Ахеджакова, Иванова, Миллиоти, Шальных, Крылова, Дорошина, Покровская... Яковлева, Гармаш... Про каждого столько можно рассказать! И про молодежь...

Завтра молодое поколение театра выйдет в “Голом короле”, чтобы доказать, что “Современник” остался “Современником”, что они его — достойное продолжение. Корр. “МК” побывал на репетиции новой версии легендарного спектакля театра.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру