Продуктовое бешенство

21 апреля 2001 в 00:00, просмотров: 327

Не так давно президент Путин говорил нам, что по итогам прошлого года у России — “впечатляющий экономический рост”, который сейчас, правда, слегка замедлился. А совсем недавно Владимир Владимирович посетовал на инфляцию — дескать, с начала года она достигла целых 7,7 процента!

Не знаем, что там считают президентские аналитики на своих калькуляторах, — нам все больше считают продавцы за прилавками. И проценты получаются гораздо серьезнее.

С весны прошлого года, сразу после того как Путина избрали на царство, цены на питание сорвались с места и понеслись галопом. Для того чтобы оценить картину в полной красе, мы обошли несколько десятков московских магазинов. И вот что получилось...

Сначала мы попросили прокомментировать ситуацию обычных торговцев. Одни сетовали на поставщиков, которые заламывают цены, каждый раз называя новую причину: то бензин подорожал, то повысили цену на аренду складов. Другие — на то, что всему виной эпидемия ящура, которая заставила подскочить цены на мясо, кур, рыбу и прочие белковые продукты. Но сходились все в одном: “Без повышения цен не проходит ни одного месяца”. Единственное, что по сравнению с прошлым годом подешевело, так это гречка. Причиной тому — скопившийся на складах запас круп, который нужно распродать к следующему урожаю...

Почему в Москве непомерно растут цены, и что нас ждет в дальнейшем? Об этом рассуждают наши эксперты — известные экономисты.

(Окончание на 2-й стр.)(Окончание. Начало на 1-й стр.)

Павел КУЗНЕЦОВ, заместитель руководителя Рабочего центра экономических реформ при Правительстве РФ.

Действительно, с января—февраля рост потребительских цен значительно усилился. В первом квартале он составил 7,1%. Притом что в бюджете заложен 13—14-процентный рост на весь 2001 год. А при таких темпах мы уже за полгода исчерпаем лимит. Что очень плохо.

Один из источников роста инфляции — большое количество рублей, находящихся в свободном обороте. Вместе с тем ЦБ не может не печатать деньги — эмиссируя рубли, Центробанк поддерживает баланс на валютном рынке. Другое дело, что напечатанные деньги пока некуда вкладывать. В России до сих пор не развита финансовая инфраструктура, которая позволяет убрать часть “горячих” денег с рынка.

Вторая, наиболее, на мой взгляд, важная причина — это рост цен производителей продовольственных товаров и тарифов естественных монополистов. Соответственно дорожают транспортные перевозки. А себестоимость продуктов напрямую зависит от ценовой политики того же МПС. Таким образом, инфляция движется за счет того, что ее подталкивает растущая себестоимость товаров.

В сложившейся ситуации правительство может и должно регулировать рост тарифов естественных монополий. Это не значит запрещать этот рост. Нужно добиваться прозрачности ценовой политики монополистов и жесткого контроля со стороны правительства.

Михаил ЗАДОРНОВ, председатель подкомитета Госдумы по бюджету и налоговой политике:

— Неуправляемая инфляция последнего времени не зря была отмечена Путиным. Проблема действительно есть. В апреле быстрей всего растет стоимость на потребительские услуги, дорожают транспортные перевозки для населения. На втором месте рост цен на продовольственные товары. Причины этого очевидны. Растет стоимость услуг. Естественные монополии увеличивают тарифы. А правительство пока не выработало механизмов разумного ограничения запросов естественных монополий.

Эпидемия коровьего бешенства и ящура в Европе привела к подорожанию молочной группы товаров, а также мяса птицы. Сыры в Европе подорожали на 30—40% за последние несколько месяцев. У нас сыры и молоко большей частью импортные, отсюда — рост цен на эту группу товаров. Второй фактор. С 1998-го по 2000 год в Россию шли поставки дешевого молока, зерна и мяса. В этом году срок соглашения о продовольственной помощи из Европы и США закончился, и сразу подорожало сырье для российской мясоперерабатывающей промышленности.

В ближайшее время нас ожидает рост цен на мясопродукты, также вырастут цены на услуги для населения. Но это уже наши внутренние причины. К концу 2001-го мы будем иметь 20-процентный рост цен на продукты по сравнению с началом года...



Партнеры