КРИМИНАЛЬНЫЙ РЕЙТИНГ ВНЕДОРОЖНИКОВ

17 мая 2001 в 00:00, просмотров: 836

  Если в посткризисный год “жатва” угонщиков составила чуть более 3500 авто, то в 2000-м из столицы увели уже 6000 машин. Как и любой другой бизнес, криминальный автомир работает упорядоченно: изучает спрос и формирует предложение. Особым спросом ныне пользуются внедорожники.

     Некоторые полноприводные модели — скажем, Hyundai Galloper — в качестве товара преступниками вообще не рассматриваются, и эти тачки задаром никому не нужны. А вот за другими — вроде джипов Mercedes Brabus — объявляется настоящая охота. И уж тогда возможны многократные попытки угона с использованием полного арсенала средств — от взлома до разбоя. И дело тут не только в ценовой разнице. Если присмотреться к ассортименту краденого (а этим регулярно занимаются и страховщики, и торговцы противоугонками), становится очевидным существование криминальной моды.

     Пристрастия теневых покупателей в целом постоянны. Говоря о полноприводных моделях, можно отметить, что во второй половине 90-х они стабильно составляют 10—12% от всех угнанных авто и одну треть от числа уведенных иномарок. Со временем меняется лишь спрос на отдельные модели. Последний идет практически в ногу с тем, как трансформируются в определенных слоях общества “понятия о крутизне”. Так, Jeep Grand Cherokee 1997—1998 гг. выпуска в докризисные времена считался едва ли не самой престижной машиной, атрибутом человека с большой буквы. И неудивительно, что угоняли элегантный “крайслеровский” внедорожник чаще пресловутых “шестисотых”. Временами он даже бил “рекорды” вазовских моделей, которые, как известно, пропадают с улиц десятками. Ныне ореол Grand Cherokee немного померк, и... результат не заставил себя ждать. За минувший год их исчезло около сотни — вдвое меньше, чем на пике теневого спроса. Но тем не менее из-за легкости перебивки кузовных номеров и популярности машины в “зонах боевых действий” и “кавказских регионах” спать спокойно владельцам Grand, видимо, придется нескоро. Сейчас в классе 4x4 этот джип занимает вторую строчку в списке криминальных приоритетов.

     Имя же нынешнего любимца автохакеров угадать нетрудно. Это Toyota Land Cruiser, ставший за последние год-полтора фаворитом продаж. Выбор Land Cruiser на улицах огромен, но и желающих купить машину за полцены предостаточно. Сегодня каждая 25-я жертва угонщиков — это экс-владелец Cruiser. Автомобиль этой модели угоняется в Москве в среднем раз в два-три дня.

     Да и среди прочих “японцев” налетчики и электронщики-профессионалы предпочитают работать именно с внедорожниками. Так, если Mitsubishi Galant в среднем похищается раз в квартал, Pajero исчезают по 1-2 штуки в неделю. А спрос на Nissan Terrano и Nissan Patrol в полтора раза больше, чем на Primera, и вдвое превышает популярность Maxima.

     Honda менее популярна в легальном обороте. Соответственно и “угоняемость” марки находится на более низком уровне. Но тем не менее в каждом втором случае это 4х4. А именно Honda CR-V пропадает в среднем раз в полтора месяца.

     Немецкие полноприводные автомобили не столь популярны на криминальном рынке, как их легковые собратья. И владение gelandewagen не идет ни в какое сравнение по степени риска с покупкой нового Volkswagen Passat. G-класс востребован лишь с самым мощным двигателем, да и то в довольно умеренной степени. Что же до Opel Frontera, то он не угоняется вовсе... Во всяком случае, за последние два года.

     “Американцы” у нас менее любимы, чем продукция немецкого и дальневосточного автопрома (не считая вышеупомянутого Grand Cherokee), что неминуемо отражается на ставках страхования по риску “угон”: для владельцев Ford и Chevrolet коэффициент обычно на единичку меньше, чем для поклонников немецких авто. Среди американских автомобилей у угонщиков нет ярко выраженного фетиша, и “рынок” требует в ежемесячные жертвы по одному Ford Explorer и Chevrolet Blazer.

     Корейские внедорожники тоже находят своего покупателя, но происходит это крайне редко. Случается, что раз в сезон исчезнет Kia Sportage или Ssang Yong... А Hyundai Galloper, как это ни странно, как и Opel Frontera, не котируются вовсе...

     Совершенно необходимо остановиться и на еще одном неприятном моменте. В отличие от владельцев отечественных авто, обладатели дорогих внедорожников рискуют не только вложенными в них деньгами, но и собственным здоровьем. На авторитет владельца обычно не смотрят. Grand Cherokee отбирали и у первых лиц этнических группировок... Если машина хорошо защищена, угонщики все чаще прибегают к насилию: товарный вид не страдает, а “работа”, занимающая считанные минуты, по силам любому гастролеру с южных рубежей России... Владельца Toyota Land Cruiser или Mercedes ML легче выманить из салона или избить в собственном гараже, чем часами обезвреживать электронику. Внедорожники становятся легкой добычей и в поселках. Случалось, незапертая машина исчезала прямо с территории участка, пока хозяин “на минутку” отлучался в дом.

    



Партнеры