12-й король

Сегодня в Большом театре состоится чествование 12-го чемпиона мира по шахматам Анатолия Карпова. Он родился 50 лет назад — 23 мая 1951 года. Трудно перечислить все шахматные, спортивные, политические и общественные титулы юбиляра. Да и все равно ошибешься и чего-нибудь не учтешь... Поэтому редакция “МК” просто поздравляет великого гроссмейстера и друга нашей газеты с замечательной датой и ставит ему ультиматум. Одно из двух: или вернуть себе шахматную корону, или вырастить чемпионку из двухлетней дочурки Софьи! “МК” желает счастья и здоровья Анатолию и его жене Наталье.

За последние десять лет лишь однажды я наблюдал длинную очередь, и не в Москве за колбасой, а в Лозанне за билетами... на матч Карпов—Ананд. Это был последний поединок Анатолия Карпова за шахматную корону и десятый в его шахматной карьере. За всю историю ни один гроссмейстер не сыграл столько матчей на первенство мира. И ни один не выиграл 150 турниров и матчей — еще один рекорд Карпова, который, возможно, не будет побит и в ХХI веке!

Про очередь я заметил не случайно. Люди посещали матч в Музее спорта специально, чтобы посмотреть на Карпова. А спустя год в одном из самых экзотических мест планеты, Лас-Вегасе, проходил следующий чемпионат мира, но зал был почти пустой. Отсутствие Карпова снизило интерес к игре до нуля...

Когда в Лозанне Анатолий одолел индийского гения шахмат Вишванатана Ананда, я подошел к его жене Наталье, поздравил и поцеловал в щечку. “Вот некоторые говорят, что Толя выиграл, потому что Ананд устал, — пожаловалась она, — и это в его-то 28, а мой муж, между прочим, приближаясь к 50, просто устал по жизни, и об этом забывают...”

И вот полтинник стукнул, а Карпов совсем не выглядит усталым: бодр, подтянут, у него обширные планы, десятки идей и замыслов. По прежнему многие города мира стоят в очереди, чтобы принять у себя в гостях шахматного короля.

Странное дело: последний поединок двух “К” состоялся одиннадцать лет назад, уже и Каспаров свергнут, и юбиляр три года (из-за разногласий с президентом ФИДЕ) не участвует в чемпионатах мира, а люди до сих пор спрашивают: когда же состоится новая битва Карпова и Каспарова, когда же наконец Анатолий обыграет своего обидчика?

Какой яркой личностью нужно быть, как нужно привлечь к себе любовь “шахматного пространства”, чтобы уже более четверти века вызывать столь высокий общественный интерес?

Карпов познакомился с шахматами в 4 года. Когда продул первую партию отцу, заплакал. Но тот пригрозил, что больше не сядет с ним за доску. С тех пор дело обходится без слез, да и проигрывал Толя всегда мало — “кот наплакал”...

В 15 лет Анатолий стал мастером, но еще в 17 окончательно не выбрал профессию. В 68-м приехал из Сибири в Москву и поступил на мехмат МГУ. Видно, он еще не был уверен, что станет чемпионом мира: ведь известно, что шахматы и математика несовместимы.

Первый турнир в столице — чемпионат университета. Все решалось, как ни странно, в нашей личной встрече. И студент первого курса эффектно обыграл аспиранта. В результате Карпов стал чемпионом, я же занял второе место. А партия наша получилась столь увлекательной, что я не только не расстроился, а наоборот, испытал радостное чувство от того, что способствовал рождению изящной миниатюры. Впоследствии она обошла всю шахматную печать — где только я ее не встречал...

Партией с Карповым я остался доволен, а вот результатом самого турнира — не очень. “Уступить какому-то мальчишке!” — не скрывал я своей досады. И в сердцах написал в газету “Шахматная Москва” статью, в которой осуждал своего конкурента, постоянно нарушавшего регламент: во время чемпионата (длившегося два месяца) он уезжал на другие состязания, побеждал в них, а возвращаясь, сетовал я, Карпов строил необходимую турнирную тактику.

Итак, Анатолий выиграл свой первый турнир в столице, а один из участников нашего чемпионата воскликнул: “Запомните, это — будущий чемпион мира!”. Пророчество сбылось через шесть с половиной лет...

После первой мехматовской сессии Карпов перебрался в Ленинград, на экономический факультет ЛГУ, а в Москву вернулся только через десять лет, в 79-м, уже двукратным чемпионом мира. И тут началась наша совместная литературная деятельность, продолжающаяся и поныне. Счастье, что Карпову не попалась тогда моя строгая статья в “Шахматной Москве”. В противном случае не быть бы мне соавтором чемпиона мира!

В начале 70-х, сделав первый шаг на шахматный Олимп, Карпов произнес свою коронную фразу: “Это не мой цикл”. Может быть, он немного кокетничал, но так или иначе цикл оказался именно его. По дороге к шахматному трону чемпион мира — пока еще среди юношей — победил в межзональном, а затем разделался с опытными претендентами — Полугаевским, Спасским и Корчным. Виктор Львович не слишком почтительно отозвался о победителе, из-за чего стал сначала невыездным, а когда наконец вырвался на свободу — невозвращенцем, и в СССР получил звание “шахматного злодея”.

Так, благодаря Карпову, Корчной попал в один ряд с Солженицыным, Ростроповичем и Бродским. Но вскоре он “отблагодарил” нового чемпиона мира... Поединки Карпов—Корчной, Багио-78 и Мерано-81, по существу превратились в соревнование двух систем. Просыпаясь, вся страна, начиная с Леонида Ильича (“Взял корону — и держи ее!”), спрашивала: как там вчера Толя?.. Победы в этих матчах возвели Анатолия Евгеньевича на золотой пьедестал: ни один советский спортсмен не был тогда так популярен, как Карпов. Телевидение и пресса преследовали его, повсюду устраивали чемпиону засаду. Как, впрочем, и сейчас, в дни юбилея...

А вот решающий матч с Фишером в 1975 году, увы, не состоялся. Американский чемпион поставил 100 условий, но выполнено было только 99, и он отказался сесть за доску. Карпов был провозглашен 12-м шахматным королем. Однако полного счастья в те дни не испытал: то и дело раздавались иронические смешки — мол, корона досталась без игры. И Анатолий решил доказать всему миру, что он настоящий, а не липовый чемпион: как сумасшедший выигрывал турнир за турниром, и это вошло у него в опасную для соперников привычку...

Несыгранный матч с Фишером, затем — два сыгранных с Корчным. И вот наступила новая эпоха — противостояние двух “К”. В пяти матчах за шахматную корону Карпов и Каспаров провели за доской почти 150 вечеров — еще один рекорд, который никогда не будет побит. Хотя поединки двух исторических противников не носили столь яркой политической окраски, как схватки Карпова и Корчного, отношения между игроками отличались непримиримостью, и интрига оказалась не менее закрученной, чем в матчах с “шахматным злодеем”. Имена Карпова и Каспарова стали нарицательными. Во время их первого поединка артисты шутили на эстраде: “Вчера состоялась 113-я партия на первенство мира, следующая ничья — в понедельник”. Или: “Передаем сводку погоды. Сегодня в Мурманске минус 15 градусов, в Воронеже минус 9, в Сочи плюс 5, в Москве — ничья”.

Чтобы сатирики и юмористы перестали подтрунивать над шахматистами, Кампоманес прервал этот безнадежно затянувшийся матч. А ведь в 41-й партии ход крайней пешкой 31. а5-а6! позволял Карпову одержать шестую, желанную победу. Колесо истории в этом случае поворачивалось совсем в другую сторону...

А в 1987 году в Севилье, в их четвертом матче, Карпов одним ходом мог вернуть себе корону. Перед заключительной, 24-й партией счет был 12:11 в его пользу. И продолжая 33...Ка4-с5!, он брал верх в этом поединке. Но опять фортуна улыбнулась сопернику.

у леонида зорина в “зеленых тетрадях” есть следующее тонкое наблюдение. “не одно лишь соперничество, но и время разводило каспарова и карпова, и время когда-нибудь их примирит. вспоминаю алехинские слова о капабланке: “такого гения больше мы уже не увидим”. объективность имеет свойство запаздывать”. сегодня мы видим, что писатель оказался прав. страсти утихли, карпов и каспаров уже участвуют в совместных акциях, их подписи стоят рядом. два “к” объединились...

“Новейшая” история шахмат началась в 93-м, после раскола шахматного движения, и в результате Карпов снова на пьедестале, на сей раз он — чемпион мира ФИДЕ. А в матче с Камским он подтвердил свое звание. Эта победа, мне кажется, по-настоящему не оценена. Ведь Камский стал претендентом №1 в 21 год, незадолго до этого разгромив Крамника (Гата всего на год старше Владимира), и он имел тогда шансы стать и самым молодым шахматным королем за всю историю. Но Карпов, который годился Камскому в отцы, разбил его в пух и прах. Тому не помогли даже вечные угрозы отца, Гатского папы. Матч из 20 партий закончился досрочно: 10,5:7,5 в пользу Карпова. Финал поединка запомнился мне надолго: в тот вечер в резиденции чемпиона мира его повар приготовил любимые Толей сибирские пельмени, и мне удалось съесть их 100 штук...

В 1998 году Карпов, как мы знаем, еще раз подтвердил звание чемпиона мира, победив Ананда, а затем — затем он начал подготовку к... празднованию своего 50-летия.

Читатель, наверное, удивится, что в день юбилея шахматного короля ему не задан ни один вопрос. Но можем вас порадовать: 29 мая, через неделю после шумного празднества, 12-й чемпион мира посетит редакцию “МК” и по ПРЯМОЙ ЛИНИИ ответит на все ваши вопросы. С 17 до 18 часов Анатолий Карпов будет ждать ваших звонков.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру