Сезам - экспорт - откройся!

25 мая 2001 в 00:00, просмотров: 206

Знающие люди утверждают, что нельзя войти в одну и ту же воду дважды. В маленьком театре “Экспромт” на улице Макаренко рискнули опровергнуть истину и повторить ошеломительный успех популярного в 80-е годы мюзикла Вениамина Смехова “Али-Баба и сорок разбойников”, записанного на виниловых дисках. А также доказать, что в театре детям — только лучшее.

Режиссер Наталья Тимофеева. Музыка Сергея Никитина и Виктора Берковского.

— Внимание! Наш самолет пребывает в столицу... — сообщает стюардесса, и группка туристов, обвешанных фотиками и бутылками с прохладительными напитками, высыпает на восточный базар. Здесь любопытные граждане, давно выбравшие пепси, убедились, что Персия — это не только “фруктовый рай”, но и страна удивительных сказок. Одну из них — про бескорыстного простака Али-Бабу, его брата-завистника Касыма и их прелестных жен, а также про сокровища в пещере, охраняемые сорока разбойниками, — поведал сапожник Мустафа.

Персия по воле художника Ивана Миляева предстала роскошным сине-золотым сном и как будто раздвинула крохотные размеры детской сцены. Во всяком случае, образ Востока оказался весьма впечатляющим и имеющим мало общего с восточными городскими пейзажами. Но сказку, как лучшее средство отрыва от действительности, в “Экспромте” использовали на полную катушку. Получилось ярко, темпераментно, с элементами триллера, вызывающего ассоциации с российскими явлениями последних лет.

Конечно, из сегодняшнего дня образ сказочных простаков (читай, дураков), проматывающих свалившиеся на них богатства, сомнителен. Не исключено, что в сценах, когда Али-Баба обнаруживает богатство, в головках юных зрителей происходит компьютерный подсчет процентов и дивидендов, которые можно из них извлечь. Но авторы спектакля сознательно отказались от перелицовки классических сюжетов в угоду времени и отстаивают незыблемость принципов — делиться надо, своя рубашка — не ближе к телу, прижимистость — плохо, а любовь к ближнему — конечно же, идеально. И всеми выразительными средствами убеждают в этом представителей поколения пепси.

Лариса Павлова (Зейнаб), Елена Костина (Фатима) — очень пластичные актрисы с красивыми голосами, актеры Валерий Еремеев (Али-Баба), Владимир Стуканов (Касым) и все сорок разбойников, представляемые четырьмя артистами, легко и красиво ведут зрителей по сказочным закоулкам Персии. Зрители, конечно, изменились, и это понимаешь в сценах наказания разбойников. То, что раньше могло восприниматься с тихим ужасом — симпатичных разбойничков, спрятавшихся в кувшины, залили раскаленным маслом (!), сегодня детишки воспринимают с равнодушием сообщений из районов боевых действий в Чечне. Такова реальность, отнюдь не сказочная. Хорошо, что от нее можно уйти, хотя бы на улицу Макаренко, в театр “Экспромт”.



Партнеры